загрузка...

Ты должен богу смерть

Помните анекдот про четырех великих евреев? О том, что они считали самым главным в жизни? Про Соломона, Христа, Маркса и Фрейда. Соломон говорил, что самое главное - это то, что в голове у человека. Христос возражал: нет, ниже! Главное - это то, что у человека в сердце. Карл Маркс не соглашался с обоими и утверждал, что они оба слишком высоко берут, и главное в человеке расположено в его желудке. Ну, а потом пришел Фрейд и заявил, что истину надо искать еще ниже, чем это предполагал Маркс. Анекдот этот отражает некоторую конкуренцию целых направлений общественной мысли: в частности, психоаналитикам важно было доказать, что марксисты, да и экономисты вообще, действительно не туда человечество зовут и не туда в человеке смотрят. Не грубая экономика, не «желудочные» рефлексы, а нечто куда более мощное, хоть и подсознательное, правит миром. Поэтому не стоит удивляться некоторому пренебрежению, с которым Фрейд и его последователи отзывались о делах финансовых, воспринимая их сквозь призму своего учения. «Счастье, - писал основоположник фрейдизма, - это реализация глубоко запрятанных детских желаний». Вот почему богатство так мало значит для счастья. Ведь «деньги не являются предметом желаний ребенка». (И в этом, без сомнения, есть доля истины - ведь дети часто живут в первобытно-общинном строе - в мире подарков и натуральных обменов.) Но это дети. А что же взрослые? «Мы должны Богу смерть», - писал Шекспир. Если буквально переводить с английского, то - «одну смерть». Введение в формулу количественного, нумерического фактора, возможно, ослабляет ее поэтический эффект, но зато соизмеряет с товарно-денежными отношениями. Фрейд перефразировал Шекспира - вместо Бога, привязав главный человеческий долг к «природе». И вывел из этого: деньги - это попытка погасить этот долг. Попытка, ясное дело, обреченная. Можно ли говорить об инстинкте обогащения? Фрейд считал, что такового не существует. Но глядя вокруг, иногда задумываешься: а может, знаток подсознательного всё же ошибся? Некоторые ведь не только чужой, но и своей жизнью готовы жертвовать «в борьбе за это». Не говоря уж о душе. К 1908 году Фрейд приходит, на основании своих исследований, к выводу, что «деньги (на подсознательном уровне) в конечном итоге увязываются с экскрементами».
Экономист, наверно, не удержался бы от того, чтобы интерпретировать это по-своему: ну, конечно, ведь деньги в каком-то смысле - удобрение экономики! Но вряд ли именно это имел в виду Фрейд. Его крупный венгерский последователь Шандор Ференц расставляет точки над «i»: «деньги - не что иное, как дезодорированный экскремент. Детская и иррациональная любовь к экскрементам на подсознательном уровне определяет и нерациональную страсть взрослых к деньгам». Но вообще последователи фрейдизма и некоторые другие тезисы выдвигали - связывали деньги с имманентной агрессивностью, видели некие фаллические коннотации и даже ассоциировали «ликвидность» с мочеиспусканием. Не знаю, как вам, читатели, но мне эти сравнения не кажутся слишком убедительными. Но вот что интересно: и эта школа человеческой мысли явно согласна с глубинной, экзистенциальной сущностью денег, с тем, что они имеют отношение к сокровенным глубинам человеческого естества. Нет, это точно не бумажки для прикуривания и разжигания костров. И обратите внимание - не только философы, но и многие экономисты пытаются определить деньги все через какие-то метафоры («экскременты» - метафора, но ведь и слова «инструмент» или «товар» тоже в своем роде - художественные сравнения). Само по себе это не страшно, как говорил французский философ Поль Валери, всякое понимание, в конце концов, есть уподобление. Но в том-то и проблема, что деньги ни на что полностью не похожи! Ощущая несовершенство, неполноту, некоторую расплывчатость определений, многие пишущие на эту тему прибегали к одному и тому же приему - для объяснения природы денег возвращались к их истории. Не совсем честный прием, подмена логики и анализа последовательным изложением фактов. По-акынски - что вижу, то и описываю. Что происходило, то и перескажу. Но это, видимо, неизбежно. Человеческое сознание так устроено, что ему легче осознать сложное в развитии от простого. Кроме того, деньги - это не только и не столько предмет. Деньги - это прежде всего процесс.
<< | >>
Источник: Андрей Остальский. Краткая история денег. 2010

Еще по теме Ты должен богу смерть:

  1. Мы должны угождать Богу, а не людям
  2. Говорят, что даяние Богу не приносит урожая
  3. Страхованиена случай смерти
  4. Сущность страховая жизш на случай смерти
  5. Страхование жизни на случай смерти
  6. "Пастор, вы получите все, что у меня есть после моей смерти!"
  7. Расчет нетто-ставки по страхованию на случай смерти
  8. Социальное неравенство перед лицом смерти
  9. Социальное неравенство перед лицом смерти
  10. 19.6. Каким должен быть Интернет-трейдинг