<<
>>

Субаэратная «золотая жила»

В 1978 году в России была раскрыта шайка фальшивомонетчиков, которая изготавливала царские золотые 5- и 10- рублевые монеты. Место для изготовления монет было выбрано превосходное — Дулевская фарфоровая фабрика (город Ликино-Дулево) в Московской области.
Золото мошенники «добывали» из так называемого жидкого золота, которое поступало для покрытия изделий из фарфора. Это жидкое золото мастера экономили, нарушая технологию производства. Потом с помощью кустарно изготовленной установки для гальванопластики делали копии золотых монет. Интересно, что эту методику один из фальшивомонетчиков изучил, находясь в тюрьме по статье за хулиганство. Являясь активным читателем тюремной библиотеки, он однажды наткнулся в журнале «Техника молодежи» на описание установки для гальванопластики и принципа ее работы. После выхода из тюрьмы конспект этой статьи очень помог...

Золотые монеты привлекают фальшивомонетчиков не только высокой стоимостью но еще и потому, что многие из них являются произведениями искусства, памятниками истории и культуры. Бывает, что как предмет коллекционирования они могут приобрести еще большую стоимость, нежели просто как «предмет, изготовленный из золота». Это неудивительно. Некоторые старинные монеты сохранились в считанных экземплярах, а посему имеют огромную нумизматическую ценность. В американском каталоге золотых монет, где собраны подробные данные о всех золотых монетах, отчеканенных с 600 года н. э., есть оценки, исчисляемые десятками тысяч долларов. А ведь данный каталог издан в 1977 году. В настоящее время такие монеты стоят сотни тысяч долларов.

Например, английская монета в один соверен, чеканившаяся при короле Генрихе VII в 1485—1509 годах, оценивалась в 1977 году в 20 000 долларов. По мнению некоторых экспертов, ныне она стоит около 100 000 долларов. В каталоге есть монеты, цена на которые отсутствует.

Они обозначены как «уникальные». В их числе и английские монеты, чеканившиеся в VIII—IX веках. Так же обозначена русская монета Ивана III (XV век) с золотым содержанием, равным знаменитому дукату. Этот раритет известен лишь по экземпляру, который хранится в Эрмитаже.

Вот почему фальшивомонетчикам здесь открывается «золотая жила».

«Современный фальшивомонетчик, — писал известный английский знаток нумизматики Джозеф Эдмондсон в газете «Дейли телеграф», — уже не имеет ничего общего с тем малообразованным уголовником с кустарно изготовленным штампом, кое-как чеканящим жалкую подделку где-то в подвале, к тому же еще из случайно попавшего ему под руку металла. Нынешний же, как правило, выпускник престижного высшего учебного заведения, опытный инженер- металлург, занятый своим бизнесом в мастерской, напичканной всякого рода новейшим электронным оборудованием. Здесь он чеканит золотые монеты из настоящего золота и редчайшие монеты древних из того же точно металла, из которого они чеканили их». В настоящее время изготовление, фальшивых металлических денежных знаков стало чрезвычайно прибыльным делом. Бизнесмены, занятые этим делом, блестяще знают все особенности древних монет и делают их на новейшем оборудовании почти безукоризненно.

Представитель королевского монетного двора сказал корреспонденту английского еженедельника «Санди Тайме»: «Вы можете увеличить изображение монеты в 50 раз и тем не менее все равно никаких дефектов не увидите». Если же обнаруживают подделку, то уже после того, как сотни их, а может быть, и тысячи разошлись по рукам нумизматов. Именно так произошло с английским золотым совереном. Соверены чеканились на королевском монетном дворе в Лондоне с 1816 до 1914 года. Эпизодические выпуски осуществлялись в 1925 и 1937 годах. Монетные дворы в Оттаве (Канада), Мельбурне, Перте и Сиднее (Австралия), Бомбее (Индия) и Претории (ЮАР) чеканили их до 1932 года. Хотя соверен не являлся денежной единицей Великобритании, королевский монетный двор снова начал чеканить соверены.

Так, в 1962 году их выпустили на сумму 40 миллионов фунтов стерлингов. Это были соверены с изображением Эдуарда VII, датированные 1912 годом, и соверены с изображением нынешней королевы Елизаветы II, датированные 1957 годом.

Продажа соверенов производилась в основном за рубежом и приносила Английскому банку солидный доход. Монеты достоинством в один фунт продавались за 30 фунтов стерлингов. Конечно, английская казна была заинтересована, чтобы оградить такую ходовую продукцию от подделок. И все равно не уберегли. Это случилось в ноябре 1977 года.

В Цюрих в один из банков из Лондона прибыл контейнер. В подвале банка в присутствии заместителя директора, заведующего хранилищем и кассира были осмотрены печати и пломбы. Все оказалось целым, и контейнер вскрыли. Монеты загрузили в счетную машину. На светящемся табло появилась цифра: в контейнере находилось именно столько монет, сколько и должно быть. Упаковка и внутренность контейнера (подстилки из пенопласта кремового цвета) — все, как и должно быть. Комиссия подписала акт о приемке монет со знакомым профилем британской королевы Елизаветы II и приступила к проверке на выборку качества монет, не затесались ли среди них фальшивые. Эта стадия проверки настраивала членов комиссии на несерьезный лад. Если установлено, что контейнер в целости и сохранности поступил из Английского банка, то о каких фальшивках может идти разговор.

Члены комиссии беззаботно пили кофе и вели непринужденную болтовню. Эксперт солидного Банка Лео немолодой Жан-Поль Диво сел за довольно большой оптический прибор, одновременно напоминающий микроскоп и проектор. При большом увеличении прибор автоматически сверяет параметры монеты и ее детали с исходным образцом. При малейшем несовпадении раздается звук хриплого зуммера. Прибор быстро проверяет большое число монет. И только началась проверка, как Жан-Поль на экране заметил, что зазубрины на боках монеты не совпадают с образцом. Здесь же раздался хриплый звук зуммера. Прибор дал знать, что монета немного отличается по весу.

Внимательно присмотревшись, Диво заметил, что все детали монеты не такие четкие, как на оригинале.

Замешательство, начавшееся в подвале Банка Лео в Цюрихе, породило панику, которая имела печальные последствия для авторитета английского соверена.

Жан- Поль Диво обнаружил почти сотню подделок, оказавшихся в контейнере. В

Лондоне, получив паническое сообщение из Швейцарии, бросили лучших экспертов на тщательную проверку имеющихся в банке золотых соверенов. В короткий срок выявили несколько тысяч поддельных монет. Это была самая удачная подделка за всю историю Англии. Как сказал представитель королевского монетного двора, «это, возможно, наиболее опасная подделка, с которой мы когда- либо сталкивались»,

«Всемирная репутация британского золотого соверена, — констатировала английская «Санди Таймс», — оказалась сильно подорванной из-за потока блестящих подделок». Лихорадочная проверка в других банках, а также на пяти лондонских рынках золота позволила обнаружить еще несколько сот подделок.

Многие люди, сдавшие на проверку в банк свои монеты, узнали, что большинство из них оказались фальшивыми. Дирекция лондонских рынков золота обратилась в Международное бюро по борьбе с подделывателями монет (находится в Лондоне) с просьбой помочь в обнаружении фальшивок.

Цена на некогда устойчивый соверен стала падать. В феврале 1978 года он стоил 27 фунтов, в апреле — 25. Все пять лондонских золотых рынков отказались принимать соверены.

В чем же заключалось отличие поддельных соверенов от настоящих? Ведь они были изготовлены тоже из настоящего золота. В поддельных соверенах содержание золота фактически полностью соответствовало подлинной монете. Колебания в весе были такими незначительными, что их можно было обнаружить лишь на специальных приборах. Возникает вопрос: какой же смысл подделывать монету? Дело в том, что в начале 1978 года монета из золота стоила, как правило, в 9—10 раз дороже содержащегося в ней благородного металла. Если же учесть поразительный скачок в цене на золото в конце 70-х годов, то легко понять, насколько выгодно фальшивомонетчикам чеканить золотые монеты. Относительно точного соответствия их золотого содержания подлинному, то это легко объяснимо. Если вес монеты будет меньше, ее нельзя реализовать, а различного рода примеси обнаруживаются моментально.

Естественно, что дело не ограничивалось лишь одним английским совереном.

Часто подделывали другие английские монеты, американские и других стран. Например, пятифунтовые монеты выпуска 1887 и 1902 годов. По нумизматическому каталогу 1970 года они стоили соответственно 125 и 140 фунтов стерлингов. Далее идет соверен с королем Георгом V, восседающем на коне. Под копытом задней ноги лошади стоят буквы: либо «Б» либо «БА». В первом случае соверен чеканили на Сиднейском монетном дворе (Австралия), во втором — на монетном дворе Претории (ЮАР). Потом идут полусоверен выпуска 1887, 1902, 1918 годов, американские монеты — 20 долларов (выпуска 1982 года) и доллар (1853 года).

«Золотая лихорадка» среди коллекционеров подтолкнула некоторые государства к идее о чеканке своих золотых монет для продажи на свободном рынке. Южно-Африканская Республика в 1971 году приступила к чеканке такой экономически выгодной монеты. Это неудивительно: здесь добывается около 2/3 всего золота капиталистического мира. Новая золотая монета называется «крюгерренд» и содержит одну унцию практически чистого золота.

Рис. 55. Крюгерренд — золотая монета ЮАР

Рис. 55. Крюгерренд — золотая монета ЮАР

Крюгерренд получил название потому, что на аверсе вычеканен портрет Стефаниуса И. П. Крхогера, президента Трансваальской республики, существовавшей на юге Африки в конце XIX — начале XX века. А на реверсе надпись: «Крюгерренд» и барельеф антилопы, год чеканки, а также надпись, удостоверяющая, что монета содержит ровно тройскую унцию.

В 1974 году Панама принялась за чеканку золотых монет в 100 бальбоа (на них изображен знаменитый конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа). Монеты бальбоа чеканят в Филадельфии на известном монетном дворе имени Франклина. За один день 31 декабря 1974 года их продано 3000 штук. Хотя стоила монета немало: 140 долларов. К чеканке золотых монет приступили Сингапур, Ямайка, Багамы, Австрия.

Новые монеты не остались без внимания фальшивомонетчиков.

Особенный интерес проявили к крюгеррендам. Эти монеты начали продаваться в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые подделки.

Поначалу подделывали крюгерренды в большом количестве. Потом интерес владельцев подпольных монетных дворов переместился к американским десяти- и двадцатидолларовым золотым монетам («орел» и «двойной орел»), к панамским бальбоа, канадскому «кленовому листу», массивному австралийскому «коала» (содержит 10 г чистого золота), мексиканским 50 песо и австрийским золотым монетам в 100 крон.

Данный отход легко объясним. Например, ЮАР располагает большими ресурсами золота, поэтому крюгерренды могут чеканиться годами и большими тиражами. А Мексика и Австрия покупают золото и изготавливают из него монеты по образцам прототипов, появившимся на свет впервые в XIX веке. В любое время они могут прекратить чеканку этих монет по причине отсутствие золота. Вот почему монеты такого рода приобретают все большую коллекционную ценность. Сейчас наблюдается интересное явление — начинает возрождаться забытый бизнес на подделывании монет. Сказываются сложные меры, предпринятые для защиты банкнот.

Все же иногда люди осматривают крупные банкноты, а на обыкновенные монеты никогда не обращают внимания. Например, излюбленный для поддельщиков номинал украинских монет 50 копеек. Поначалу поддельщики их изготовляли из мягкого металла на основе свинца. Потом технология усовершенствовалась. Теперь поддельную 50-копеечную украинскую монету можно отличить лишь при тщательном исследовании. Фальшивомонетчики сделали ошибку, забыв, что коллекционеры собирают украинские монеты, отличающиеся самыми незаметными деталями. Сначала обнаружили, что появились монеты с другим расположением ягод калины в венках на реверсе монеты. Потом коллекционеры высмотрели и другие ошибки фальшивомонетчиков.

Среди советских монет объектом фальсификации часто становятся 2 копейки 1927 года. Умелец берет любую подлинную двушку, датированную двадцатыми годами, и переделывает последнюю цифру в семерку. Эту не очень простую работу выполняют настолько чисто, что даже и под лупой трудно обнаружить подделку.

Что же делать, если коллекционеру предлагают купить дорогую монету? Конечно, не следует спешить, а надо посоветоваться с опытным нумизматом.

Кроме того, фальшивые монеты имеют характерные признаки.

В наше время имеются самые совершенные методы определения пробы золота. И все же опасность подделки остается.

Несколько лет назад московский профессор Нурбей Гулиа придумал оригинальный экономический ход. Во все времена лучшим гарантом было золото. Центробанк уже начал продавать золотые слитки. Но нет у государства столько золота, чтобы обеспечить рассованные по углам 60—80 миллиардов долларов.

Золота у России всего 600 тонн. Даже если продавать по 10 долларов за грамм, всего запаса хватит на 5 миллиардов долларов. Но все продавать нельзя, необходим аварийный запас. То есть даже если принять нормальные законы о свободной купле-продаже золота, все равно его не хватит.

Но выход есть! Золото можно сделать.

Представьте, вы купили золотой слиток. На нем, как положено, печати, пробы... Как проверить, золотой ли он? Есть несколько способов. Самый первый способ открыл Архимед, когда голым выбежал из ванны и побежал по Сиракузам с криком «Эврика!». Он додумался взвесить изделие и поделить массу на его объем, измеренный весьма хитрым способом —окунанием в мензурку. Дело в том, что золото — один из самых плотных металлов, плотнее свинца. Если плотность изделия равна плотности золота, значит, оно золотое. А если меньше — значит, либо это золото с примесью, либо изделие покрыто слоем золота только снаружи.

Кстати говоря, покрытие слоем золота, так называемое золочение, удобно тем, что подделку нельзя раскрыть химическим способом. Это прекрасный способ проверки, если вам подсунули медное кольцо как золотое, потравите его царской водкой (смесью соляной и азотной кислот). Если пошла реакция — вам не повезло. А если не пошла, значит, по крайней мере, на поверхности настоящее золото! А внутри?.. Здесь поможет либо так называемый разрушающий контроль —

разломать и посмотреть, либо метод Архимеда.

А если покрыть золотом брусок той же плотности, что и золото? Есть ли такие материалы? Во времена Архимеда самым плотным известным веществом было золото. Потом открыли платину, которая плотнее золота, но подделывать ею золото было экономически невыгодно — платина ведь еще дороже золота!

...Но есть еще один металл, который идеален для подделки золота, это вольфрам. Тот самый вольфрам, из которого делают волоски лампочек, твердые сплавы, электроды и многое другое. Он недорог, пластичен, хорошо поддается обработке. Плотность вольфрама практически неотличима от золота — 19,3 килограмма в литре. Эта плотность совпадает с таковой для червонного «царского» золота, из которого раньше чеканили червонцы. Ну а если нужно подделать химически чистое золото, из которого изготавливают прецизионные слитки с несколькими девятками после запятой, то тут подойдет сплав вольфрама с небольшим количеством рения. Тем более что эти металлы прекрасно сплавляются и сплавы из них даже используются в технике, например, авиационной и космической.

Скажем сразу, если из вольфрамо-рениевого «золота» изготавливать слитки и слиточки, то обнаружить подделку, кроме как методом Балаганова, будет нельзя. Поверхность — из чистого золота, плотность чистого золота, ну а внутренность — до нее, извините, неразрушающим контролем не доберешься, а портить вещь мало кто решится. И для точнейшего масс-спектрального анализа микропробу тоже берут с поверхности.

Вот если бы золото продавали не в слитках, а в виде тонкой проволоки, то сработал бы еще один способ проверки — электроизмерение. Кстати, именно в виде проволоки изготавливали и хранили золото древние египтяне; не дураки были, хотя электричества и не знали. У проволоки, простейшими школьными приборами можно легко измерить модуль упругости, электросопротивление, его зависимость от температуры и целый ряд других параметров, характерных только для золота. А вот у массивного слитка обнаружить те же характеристики практически невозможно.

Невольно задаешь сам себе вопрос: а пилил ли кто-нибудь из читателей купленные ими у государства золотые слитки?

«Пилите, Шура, пилите», — советовал Балаганову нарушитель конвенции Паниковский.

В наше время пилить не следует. На золоте, которое продает государство, проба. Это золото шло к чистоте через испытания и не предаст себя. Большую помощь при работе с монетами из драгоценных металлов окажет памятка, которую подготовил Центральный Банк Российской Федерации. Читателю предлагаются выдержки из этого документа.

<< | >>
Источник: Пономарев В. Т.. Тайны фальшивых денег: вчера, сегодня, завтра. — Донецк: Пбб ООО ПКФ «БАО».-288 с.. 2005

Еще по теме Субаэратная «золотая жила»:

  1. 8.4. Мировые рынки золота и операции с золотом
  2. Золото и серебро
  3. Глава 13 ФИЗИЧЕСКОЕ ЗОЛОТО
  4. 3.2.7. Золотые сертификаты (ЗС)
  5. Демонетизация золота
  6. > Фиксированные цены на золото и серебро.
  7. 4.3.2. «Сладкая пара» золото-доллар
  8. ЗОЛОТОЙ ЧАС
  9. Золото дешево по сравнению с акциями
  10. 1.7.4. Крах золотого стандарта
  11. Глава 10 Информация – это золото
  12. IV. «Золотые россыпи» технического анализа
  13. 2. СИСТЕМА "ЗОЛОТОГО СТАНДАРТА"
  14. Золото США
  15. "Золотой ключ"
  16. ПРОЛОГ: ЗОЛОТЫХ ДЕЛ МАСТЕРА
  17. 4.1. Золотой стандарт
  18. ЗОЛОТОЙ кролик