загрузка...

Наслаждение сжечь!

Когда культовый французский певец и композитор Серж Гинзбург сжигал пятисотфранковую купюру на глазах миллионов телезрителей, он хотел показать, что банкнота эта - не более чем цветная бумажка со всеми присущими сему предмету физическими качествами, например свойством легко загораться и в течение нескольких секунд превращаться в пепел. И что она, таким образом, ничем не отличается от цветного фантика или обрывка страницы из глянцевого журнала. Интересно, что поступок эстрадной звезды вызвал взрыв общественного негодования - такого, что не забылось и много лет спустя. Казалось бы, давно уже нет ни Гинзбурга, ни даже франков. А в национальной памяти эта «провокация» сохранилась. Публика до сих пор возмущается «снобизмом и барством» богатого человека, которому легко было пожертвовать такими деньгами (почти сотней долларов!) ради эпатажа. Дескать, пятистами франками больше или меньше - в его жизни совсем ничего не изменится, в то время как для рядового француза это существенная сумма, многим за нее приходится вкалывать несколько лишних часов, а то и дней. Оказалось, что население и знаменитости живут как бы на разных планетах. Но такая реакция подтвердила и другое - могучую силу денег и человеческую веру в их метафизические свойства, которые певец тщетно пытался опровергнуть своим публичным действом. Но разве Гинзбург в каком-то смысле не был прав? Ведь сколько ни три банкноту, сколько ни нюхай, ни пробуй ее на зуб и ни разглядывай под микроскопом, все равно не обнаружишь ничего такого особенного, отличающего сей предмет от другой раскрашенной бумаги. Вот разве что водяные знаки и всякие другие хитрые средства защиты наводят на некоторые размышления. Значит, почему-то важно иметь возможность удостовериться, что бумажки эти напечатаны именно там, где они должны быть напечатаны. Чтобы мы, все до единого, могли верить в их подлинность. Почему же оно важно, доверие? Уж не означает ли это, что дензнаки - на самом деле кусочки некоего всеобщего договора людей между собой и нам необходимо верить, что кусочки (и сам договор) - подлинные? В таком случае главные, истинные свойства денег не в них как таковых, а в наших головах.
Этому-то в нашем индивидуальном и общественном сознании и пытался бросить вызов Серж Гинзбург, автор чуть ли не самой эротичной эстрадной песни всех времен и народов («Je t'aime... moi non plus» - «Я люблю тебя! - И я тоже нет!»). Только напрасно он старался. С тем же успехом он мог бы попытаться заставить людей забыть о воспетом им сексе. Деньги можно сколько угодно презирать и считать «корнем всего мирового зла», но обойтись без них совершенно невозможно - разве что отправиться ради этого на необитаемый остров. Даже в детском саду не надо объяснять почему - ни бутерброда, ни конфеты, ни игрушки, ничего без них не получишь. И ниоткуда никуда не доедешь. И наоборот, наличие этих ничем особенно не примечательных на вид бумажек или металлических кружочков в кармане каким-то волшебным образом обеспечит вам продукты, товары и услуги других людей в любом конце населенного мира. И в Нью-Йорке, и в Тимбукту, и в Мытищах. И даже на островах Пасхи. Если задуматься, то просто поражает: везде и всюду люди настолько верят в эти знаки, что, не задумываясь, готовы отдать за них всё, что имеют - будь то еда, одежда или земля. Даже талант литератора или художника. Весь вопрос только в цене - сколько чего и за сколько. Даже самые последние циники и скептики верят, знают, что все остальные люди примут от них деньги. Знают, потому что весь их жизненный опыт говорит об этом. Убеждение это играет центральную роль в цивилизации, во всей системе межличностных и социальных отношений и многое говорит об обществе, в котором мы живем. А также о том, как устроены наши мозги и души.
<< | >>
Источник: Андрей Остальский. Краткая история денег. 2010

Еще по теме Наслаждение сжечь!:

  1. 2.1.3. Теория наслаждения и удобств
  2. 2.4.2. Идейные предшественники маржинализма: Герман Генрих Госсен
  3. 5.1. Как быстро стабилизировать свою психику – и здоровье
  4. ТОРГОВЛЯ ПРИ ПОМОЩИ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА ДЛЯ ТЕХ, КТО ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
  5. Отто Кан
  6. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы
  7. Дешевизна комфорта
  8. Урожай принадлежит сеятелю
  9. 2.4.1. Идейные предшественники маржинализма: Иеремия Бентам
  10. А ЧТО ТАКОГО В ШОКОЛАДЕ?
  11. Закон убывающей предельной полезности
  12. Чей труд сложнее
  13.              37.7.              Слабости              экономической              теории: чрезмерное увлечение доходом и потреблением
  14. Контрольные задания
  15. 5.2.2. Снятие физической усталости
  16. Дополнение. ДЕСЯТЬ УСЛОВИЙ ЛИДЕРСТВА
  17. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ