<<
>>

Регуляторная инфраструктура

Несмотря на успехи, достигнутые за прошедшее десятилетие, по эффективности инфраструктуры регулирования Россия отстает от наиболее развитых стран и в значительной степени — от стран группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

В полной мере регуляторные нормы в отношении корпоративного управления в России затрагивают всего 26 из более чем 300 публичных компаний. При этом регулирование распространяется на все публичные компании в Индии (их более 5000) и около 100 крупнейших, имеющих листинг компаний в Бразилии (всего — около 400), прямо затронутых регулированием корпоративного управления.

Основная роль в сфере регулирования практики корпоративного управления принадлежит Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которая унаследовала функции Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) в результате административной реформы президента Владимира Путина (2004 г.). ФСФР наделена основными функциями регулирования, касающегося рынка ценных бумаг, за исключением регулирования страховой, банковской и аудиторской деятельности. Большинство изменений в законодательные акты, обеспечивших пресечение беззастенчивого нарушения прав миноритарных акционеров, широко распространенного в 1990-х гг., были приняты по инициативе ФКЦБ. В 1998 г. ФКЦБ установила требования к представлению кварталь ной отчетности для эмитентов и разработала форму квартального отчета, который в настоящее время является основным отчетным документом публичных компаний. В 2001 г. по инициативе регулирующего органа была начата обязательная регистрация выпусков депозитарных расписок российских компаний, что фактически ликвидировало возможности для руководства компаний использовать по своему усмотрению голосование по доверенности (например, используя голоса держателей ADR, которые не дали инструкций о голосовании по доверенности). Наконец, ФКЦБ курировала разработку Кодекса корпоративного управления (далее — Кодекс), опубликованного в 2002 г.

Кодекс корпоративного управления, основанный на передовой международной практике, включает рекомендации по разным вопросам, в том числе касающимся независимых директоров (не менее 25% от общего состава совета директоров и не менее трех физических лиц), комитетов при совете директоров и их состава (комитеты по аудиту, вознаграждениям и выдвижениям должны состоять только из независимых директоров), собраний акционеров, независимости регистратора акций, механизмов внутреннего контроля и раскрытия информации. ФКЦБ рекомендовала Кодекс всем публичным компаниям, однако соблюдение его рекомендаций осуществляется в основном на добровольной основе. Другие изданные в России кодексы и рекомендации, в том числе «Белая книга по вопросам корпоративного управления в России», опубликованная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и «Пособие по корпоративному управлению» для компаний, изданное Международной финансовой корпорацией (МФК), не имеют правового статуса.

Фондовые биржи требуют, чтобы все компании, акции которых включены в их основные котировальные листы, выполняли ряд положений Кодекса и представляли квартальную отчетность об их выполнении. Так, РТС и ММВБ требуют соблюдения ряда положений Кодекса (включая требование о наличии как минимум трех независимых директоров) компаниями, акции которых включены в их котировальные списки А-1 и А-2. Менее строгие требования (например, наличие только одного независимого директора) существуют для компаний, акции которых обращаются на рынках более низкого уровня, а также для эмитентов публичных долговых инструментов. Хотя Кодекс не предусматривает подготовку финансовой отчетности в соответствии с МФСО, это требование применяется в отношении ценных бумаг, включаемых в котировальные списки А-1 и А-2. В то же время в основные котировальные листы, к которым применяются указанные положения, были включены акции всего 26 российских компаний. По мере роста инвестиционного потенциала российской экономики число компаний, у которых могут появиться стимулы для повышения статуса листинга на российских биржах и обязательства по выполнению требований Кодекса, может увеличиться, но до сих пор изменения происходили медленно.

Зарубежные регуляторные нормы, распространяющиеся на российские компании в связи с листингом на биржах Великобритании и США, до сих пор оказывали более значительное влияние на практику корпоративного управления публичных российских компаний и деятельность российских регулирующих органов. В настоящее время депозитарные расписки на акции пяти российских компаний имеют листинг на NYSE, акции одной российской компании обращались на NASDAQ, акции 54 компаний — на 1.SF. (включая площадку AIM).

На практике Кодекс оказывает ограниченное влияние на корпоративное управление в России, поскольку является добровольным и имеет лишь частичное применение в отношении компаний, имеющих листинг. Другие недостатки регулирования в российских условиях связаны со спорной эффективностью критериев в отношении независимости совета директоров: на практике критерии определения независимости крайне формальны и не учитывают реальные конфликты интересов. Самым распространенным примером являются советы директоров в компаниях, контролируемых государством, которые часто включают директоров, занимающих руководящие должности в других государственных компаниях. Эти руководители имеют значительную зависимость от государства в рамках своей руководящей работы, но формально соответствуют требованиям Кодекса в отношении независимости. Этот же недостаток существует и в положениях о независимости регистраторов акций, которые в большинстве случаев косвенно аффилированы с контролирующим акционером, а также в положениях о независимости внутренних аудиторов. Подобные недостатки вызывают сомнения относительно эффективности надзора со стороны регулирующих органов в других направлениях, в частности в положениях, касающихся инсайдерской торговли.

Центральный банк России также предусматривает определенные требования к корпоративному управлению в отношении банков, и имеющие листинг банки вынуждены выполнять требования обоих регулирующих органов. В частности, Центральный банк вводит дополнительные требования к раскрытию финансовой информации и практики управления рисками в банках. Установленные Центральным банком требования к раскрытию информации в целом оцениваются как обременительные, поскольку они, как правило, предусматривают подачу более 140 форм отчетности в месяц. Однако большинство этих форм, включая информацию о бенефициарной собственности, остаются конфиденциальными. Кроме того, существует требование о публикации отчетности по МСФО (хотя Центральный банк предусматривает составление отчетности, основанной на МСФО).

<< | >>
Источник: С. Бородина, О. Швырков. Инвестиции в странах БРИК: Оценка риска и корпоративного управления в Бразилии, России, Индии и Китае / Под ред. при участии Ж.-К. Буи ; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз. — 356 с.. 2010

Еще по теме Регуляторная инфраструктура:

  1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАК ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ.type="1"> Состав инфраструктуры инвестиционной стратегии
  2. 15.2. Инновационная инфраструктура История создания инновационной инфраструктуры
  3. Инфраструктура
  4. Информационная инфраструктура
  5. Инфраструктура рынка
  6. Инфраструктура экономики 
  7. Производственная инфраструктура
  8. Инфраструктура предприятия
  9. Инфраструктура системывенчурного инвестирования
  10. Инженерная и транспортная инфраструктура
  11. 3.5. ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  12. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
  13. ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
  14. Рыночная инфраструктура
  15. 2.0 ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ