3. РЕАЛЬНОЕ, ВОЗМОЖНОЕ, ВЕРОЯТНОЕ, НЕВОЗМОЖНОЕ
Таким образом, понятно, что воля не является локковой волей-в-вакууме, равно как и осознанным удовольствием или страданием из теорий гедонистов, удовольствием и страданием, которые отделены от воли и принуждают ее к действию; воля есть воля-в-действии, а воля-в-действии есть способности-в-действии.
Воля не действует в бесконечном пространстве, не устанавливает безусловные законы, не избирает между нечто и ничто, но она всегда «в столкновении» с чем-то. Волявсегда исполняет, уклоняется, воздерживается, т.е. всегда движется по линии, но не по линии наименьшего сопротивления (как физические силы, не имеющие намерений), а по линии преодоления сопротивления, а также усилий по уклонению и воздержанию, необходимых для преодоления сопротивления, обладая при этом намерением, обращенным в будущее. Любая сделка — это двустороннее действие. Она — это две воли, воздействующие друг на друга. Даже те сделки, которые мы определили как сделки с природой, являются двусторонними. Различие между ними и этическо-юридическими сделками есть различие между исполнением, уклонением и воздержанием при взаимодействии с силами природы и исполнением, уклонением и воздержанием при взаимодействии с другими лицами.
Следовательно, мы можем определить эти двусторонние действия как физические измерения воли-в-действии. Они суть сделки. Но как таковые они только часть поведения. Они суть поведение в определенный момент времени, безотносительно прошлого или будущего. Как исключительно физические измерения они не имеют смысла, не связаны с ожиданиями и, соответственно, не обладают ценностью. Поведение как целое есть соединение в определенной пропорции этих движущих действий и сделок в соответствии с намерением, которое связывает их воедино, т.е. сообразно их относительным ценностям в составлении целого.
На этом основании мы отличаем реальные, возможные и вероятные сделки от бесконечных, невозможных и недоступных.
Действительное — это реальность. Оно есть воля, действительно сталкивающаяся с чем-то. Оно есть движущий момент исполнения, уклонения и воздержания. Возможное и вероятное — в будущем; это мир воображения и мир ценности, место, в котором обитает человек. Реальное не имеет ценности. Оно — движущий момент, исчезающий сразу после завершения действия. Реальное — это само предвосхищение будущего в настоящем поведении, сразу же переходящее в воспоминание и затем в последующие уверенность или опасение относительно будущего, где пребывают возможное или вероятное. Возможное находится рядом. Оно может произойти, а может и не произойти. Вероятное — за пределами времени и пространства. Возможное и вероятное пребывают в сфере вероятного и невероятного, в мире ожидания и предвкушения, препятствий и возможности, правомочного, неправомочного и обязанности. Еще дальше пребывает бесконечное — вакуум, пустота, ничто, ноль, невозможное, недоступное.Возможное или вероятное будущее также обладает измерениями — измерениями, которые расширяются вместе с развитием жизни и воображения. Однако эти будущие измерения — не то, что наука называет вероятным или невероятным. Они суть то, что некое лицо считает воз-
93
Джон Р. Коммонс. правовые основания капитализма
можным или вероятным, предполагаемым или невероятным. Они принадлежат к явлениям другого вида — явлениям в сфере мышления. Мир ребенка — очень небольшой; мир взрослого человека простирается значительно дальше, до расширяющихся возможных и вероятных миров; он даже воображает возможное бесконечное. Для Александра возможное простиралось вплоть до реки Инд, за которой уже не было возможных миров; для современного предпринимателя возможное включает весь Земной шар, а для рабочего возможное — это его работа. Для каждого оно есть целое, частью которого является каждое действие или сделка.
Именно в свете возможного и вероятного действие или сделка обладают своей ценностью. И если мы говорим, что каждая реальная сделка является физическим измерением воли-в-действии в текущий момент времени, то все возможные и вероятные сделки являются экономическими, этическими и юридическими измерениями будущего, огромной областью Желания и Намерения, областью мысленного предвосхищения, которое придает .ценность той части, которая присутствует в настоящем, и определяе'С'Сколь далеко действие или сделка должны зайти в своем действительном исполнении, уклонении и воздержании.
Таким образом, дуализм духа и материи, триада разума, чувства и воли, тех потенций, о которых писал Джон Локк и о которых говорят суды, сводится к оценке человеком собственного поведения. В метафизическом, или философском, смысле дуализм сохраняется, поскольку имеются явления двух видов — психических и физических, чью связь между собой мы не понимаем. Но с научной точки зрения мы имеем дело с каждым из явлений в его собственной сфере — ведь наука поверхностна. Наука имеет дело только с поведением, которое является внешней стороной вещей. Наука не является фундаментальной, поскольку она не познает сущности вещей, равно как не познает то, каким образом явления одного вида взаимодействуют с явлениями другого вида. Наука может слегка раздвинуть границы известного, но она всегда оставляет место для бессознательного и неизвестного, область для гипотез и догадок, где сознательное теряется в глубинах психологии, биологии, физики и химии. Мы не знаем, что есть душа, равно как не знаем ее сущности. Мы даже не знаем, кто мы такие на самом деле, пока не начинаем действовать. Мы обретаем истинное знание о себе, только анализируя самих себя в действии.
Каждое действие есть действие и противодействие (применительно к внешней природе) или сделка (применительно к другим лицам), и как таковое оно является движущим моментом, неким потоком исполнения, уклонения и воздержания, играя свою небольшую роль в реализации целого, которое пребывает в будущем. Оно оценивается по мере
94
IV. сделки
нашего продвижения. Ибо действие на момент оценки является ограничивающим фактором (или тем, что мы считаем ограничивающим фактором) в дальнейшей реализации возможного и вероятного. Как мы увидели, действие сопровождается ожиданием и предвкушением, эмоциями, интуицией, чувством, но лишь постольку, поскольку оно является возможным. Сразу после своей реализации оно прекращается и более не ощущается и не ценится. Будучи возможным, действие ценится как часть целой ожидаемой экономики, ожидаемого соединения возможных и вероятных действий и сделок в желаемый мир реальности.
И пока оно возможно, оно является возможностью — свободой выбора между различными уровнями власти при осуществлении действия. Будучи возможным, оно есть также потенциальная власть, обладающая ценностью преодолевать сопротивление природы и человека ради более широких дальнейших задач. Таким образом, каждая сделка с ее физическим измерением исполнения, воздержания и уклонения соскальзывает в экономическое измерение экощзмдаи и экспансии — ожидаемой экономики, возможности и власти, которые как бы посредством отражения придают ценность пребывающим в настоящем исполнению, уклонению и воздержанию. _, *' •'- -*!:Для задач науки, следовательно, не имеет значения, знаем мы или не знаем субстанцию воли. Наука имеет дело с вероятностями и внешними сторонами. Для экономических задач не важно, придерживаемся мы «детерминизма» или «индетерминизма». Сторонник детерминизма» не более чем его противник способен предказать, что предприниматель, рабочий или судья собирается сделать в следующее мгновение, несмотря на всю свою уверенность в том, что поведение человека детерминировано, или предопределено. Каждый из них, если он достаточно мудр, следует испытанной процедуре познания человека: определяя, как он действовал в прошлом, и представляя себе, как он будет действовать в настоящем и будущем. Проблема детерминизма и индетерминизма является слишком фундаментальной, или, вернее: бихевиорист определяет волю как то, что совершает воля, оставляя другим решение вопроса о детерминированности воли психологией, физикой, химией или космосом. Шиллер — для того, чтобы защитить свободу воли, — должен был логически вернуться к атому и обосновать некоторую свободу электрона (в выборе направления, в котором он будет действовать, каковой выбор не предопределен ничем из случившегося ранее)12. И, конечно, кажется невозможным, чтобы в какой-то неизвестный момент, когда появился человек, некий недетерминированный элемент проник во Вселенную, где он ранее никогда не обнаруживался.
Но это явление другого вида. Что бы там ни было, эконо-12 Schiller F.C.S. Studies in Humanism. 1907; Riddles of the Sphinx. 1912. P. 439 if.
95
Джон Р. Коммонс. правовые основания капитализма
мический детерминизм происходит из одного лишь факта, что воля действует в мире ограниченных ресурсов и что эти ресурсы объединяются или разъединяются при помощи действующих норм, которые наделяют индивидов определенными правами, обязанностями и свободами применительно к исполнению, уклонению или воздержанию. В силу этого учение о недетерминированной свободе воли нередко столь же жестоко, сколь и пусто. Оно видит свободу там, где обычно ее нет, и замещает собой пустое равенство прав там, где имеется фактическое неравенство способностей или возможностей или же фактическая недоступность предполагаемых альтернатив. Экономика и право заняты свободой выбора больше, чем свободой воли, а прогресс общества заключается в создании свободы воли посредством создания свободы выбора. Свобода — это социальный продукт, при помощи которого общество открывает индивиду расширяющийся мир возможного и вероятного, в котором он может строить свое будущее так, как он хочет.
Соответственно мы можем сказать по этому поводу только то, что любая сделка может рассматриваться с разных точек зрения, каждая из которых представляет еоббйразнопорядковые явления, так что мы не можем по существу объяснить, как одно переходит в другое. В какой-то момент мы довольствуемся измерением количества явления одного вида, оставляя другие явления без внимания и рассматривая их как качества, чтобы в другое время, если возможно, измерить их количественно в их собственной сфере. Таким образом, каждая сделка обладает физическим измерением исполнения, уклонения и воздержания, экономическим измерением возможности, власти, экономики и ожидания, психологическим измерением мышления, чувства, желания, убеждения, принуждения, указания, подчинения и ожидания, этическим и правовым измерением прав, обязанностей, свобод и незащищенностей, а также политическими, или государственными, измерениями полномочий и разрешений в использовании физической, экономической и моральной власти в соответствии с общепризнанными правилами или действующими нормами, которые устанавливают границы поведения и направляют его. Теперь мы перейдем к исследованию последнего из вышеперечисленного.
Еще по теме 3. РЕАЛЬНОЕ, ВОЗМОЖНОЕ, ВЕРОЯТНОЕ, НЕВОЗМОЖНОЕ:
- Вполне возможно, что фонд реальных ресурсов Японии сокращается
- Возможности применения метода оценки реальных опционов для учета и оценки интеллектуальных активов, созданных в результате технологических инноваций
- Горы невозможности
- Бога обмануть невозможно
- НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРМАНЕНТНЫХ КРИЗИСОВ
- 6.2.1. Предположение о невозможности операции "короткая продажа9'
- Это невозможно переоценить
- Теорема Мизеса о невозможности социализма
- Глава 13. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛЬНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ ФОРМЫ РЕАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
- 9.5 Страхование расходов, связанных с невозможностью совершить поездку
- Проекты, которые сложно или невозможно описать
- Охрана окружающей среды и невозможность ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
- Невозможность социализма С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВА