<<
>>

ДВЕ ТЕОРИИ ФОНДОВЫХ ЦЕ

Традиционная теория фондовых цен

Издавна существует фундаментальная (ортодоксальная, традиционная) теория, объясняющая движение фондовых цен. Всю суть этой теории можно выразить одной фразой: основной причиной движения цен на акции является ожидание изменений в доходах корпораций.

Согласно традиционной теории, прогнозируемый результат всех изменений в основополагающих условиях — изменение в доходах корпораций, у каждой по отдельности или у группы в целом.

Эти изменения в доходах в свою очередь влияют на дивиденды. Господствует убеждение, что именно доходы корпораций являются наиболее важным единичным фактором, определяющим цены на акции. Следовательно, проницательный инвестор должен правильно оценить влияние всех основополагающих условий на будущие доходы корпораций. Покупая и продавая ценные бумаги с опережением изменений в фундаментальных условиях, инвесторы «учитывают» изменения в размерах доходов корпораций до того, как они произойдут. Ожидание действительных изменений в доходах исключает возможность максимизировать прибыль.

Сторонники теории признают, что цена акций является настоящей стоимостью всех ожидаемых будущих дивидендов. Однако они понимают, что дивиденды могут выплачиваться только из доходов корпорации (за исключением ликвидационных дивидендов). Поэтому изменения в доходах меняют взгляды инвесторов на ожидаемые дивиденды и, следовательно, вполне обоснованно влияют на цены акций. Любой фактор, обусловливающий изменение в доходах отдельной компании, отрасли или экономики в целом, должен оказать воздействие на цены акций, движение которых обычно опережает фактические изменения величины доходов и дивидендов.

Это — классическая теория, объясняющая движение цен на акции. Конечно, возможны исключения, однако в общем цены акций двигаются с опережением изменений в деловой активности и прибыльности.

Теория рассматривает размер дивидендов как важный, но имеющий вторичное значение фактор. Распространено убеждение, что дивиденды должны следовать за доходами, а их величина может меняться лишь после изменения в размерах доходов.

Подводя итог, отметим, что всякие условия и ситуации, приводящие к изменению в доходах, получаемых отдельной компанией или конкретной отраслью, группой компаний или в экономике в целом, сказываются на ценах акций, которые меняются, опережая фактические изменения в величине доходов и дивидендов.

В этом состоит классическая теория, объясняющая движение цен на акции. Эти цены двигаются с опережением фактических изменений в деловой активности и прибыльности.

Теория, объясняющая фондовые цены «уверенностью»

Эта теория движения фондовых цен еще менее формализована даже по сравнению с традиционной теорией. В литературе, посвященной фондовому рынку, формального изложения теории нет. По мнению некоторых, эта теория имеет по меньшей мере такое же право на существование, как и традиционная, или ортодоксальная, теория. Вспоминая многие недавние события на рынке, можно действительно принять ее в качестве основного объяснения движения цен на акции.

Суть теории может быть выражена следующими словами: основной фактор, определяющий движение цен на акции,— это возрастание или уменьшение уверенности инвестора в будущих ценах на акции, доходах и дивидендах.

Эта теория может показаться лишь одним из вариантов традиционной теории, ставящей цены на акции в зависимость от доходов. В действительности эта теория принципиально отличается от традиционной, так как объясняет движение рыночных цен на основе рыночной психологии, а не статистики. К ее достоинствам относится способность объяснять многочисленные капризы рынка, не поддающиеся объяснению с помощью традиционной теории.

Теория «уверенности» отвергает сами принципы традиционной теории, которая относит к основополагающим условиям голые, объективные факты о доходах, дивидендах, уровне процентных ставок, изменениях цен, объемах производства, продаж, валового национального продукта, политических событиях и других подобных факторах.

Традиционная теория основана на предположении, что решения о покупке и продаже ценных бумаг принимаются в соответствии с устоявшимися правилами и стандартами, требующими, например, продавать акции при определенных значениях отношения рыночной цены акции к чистой прибыли компании в расчете на одну акцию или устанавливающими, что акции должны приносить определенный доход, соотнесенный с доходом по облигациям. Следовательно, хорошо подготовленный статистик или инвестиционный эксперт вполне может предсказывать движение рынка на основе своего знания и профессиональной обработки экономической информации. Когда фундаментальные условия благоприятны, цены на акции должны повышаться в соответствии с заранее «учтенными» изменениями в величине доходов корпораций и дивидендов. Если же фундаментальные условия становятся неблагоприятными, цены на акции будут снижаться, опять же в соответствии с «учетом» указанных изменений.

Сторонники теории «уверенности» не могут согласиться со столь механистической теорией рынка. Они полагают, что рынок не в состоянии с достаточно высокой степенью точности реагировать на статистическую и экономическую информацию, и уверены, что беспристрастность реакции рынка как на хорошие, так и плохие новости часто бывает весьма сомнительна. Кроме того, они считают, что показатели уровней цен на акции, такие, как отношения рыночных цен акций к чистым прибылям компаний в расчете на одну акцию и доходности акций, пребывают в постоянном движении; иногда они слишком высоки, иногда — чрезмерно низки, но крайне редко — неизменны. Наконец, сторонники теории «уверенности» считают, что до сих пор не потеряла своей актуальности очень старая аксиома — «от рынка можно ожидать всего».

Согласно теории «уверенности», если достаточное число участников рынка и инвесторов оптимистично настроено в отношении фундаментальных условий или перспектив отдельной компании, они покупают акции. Если они настроены сверхоптимистично, они будут покупать акции до тех пор, пока цены на них не достигнут непозволительных с точки зрения нормальных уровней цен, доходов и дивидендов высот.

Напротив, когда среди инвесторов преобладает пессимизм, они продают акции вне зависимости от фактических основных условий. Если пессимизм становится чрезмерным, инве

сторы выбрасывают акции на рынок до тех пор, пока цены на них не упадут до абсолютно немыслимых с точки зрения нормальных стандартов уровней. По теории, покупатели и продавцы ценных бумаг являются сторонниками крайних взглядов, настроение которых меняется от чрезмерного оптимизма до преувеличенного пессимизма. Подобно некоему ставшему притчей во языцах судье с Юга, они часто ошибаются, но никогда не сомневаются.

На основе теории «уверенности» можно объяснить формирование и развитие многих рынков «быков» и «медведей», которое невозможно понять, оставаясь на позициях традиционной теории. Теория «уверенности» дает объяснение рынку «медведей» накануне значительного улучшения экономических условий и рынку «быков» в преддверии неблагоприятных изменений в экономике. Она позволяет понять падение цен на акции в период повышения доходов корпораций, и наоборот.

Хотя можно привести массу примеров движения цен фондового рынка в соответствии с теорией «уверенности», лучшую иллюстрацию, чем рынок «медведей» 1946 г., найти сложно. В то время фундаментальные условия были благоприятными: объем валового национального продукта возрастал; контроль за ценами отменили, в результате чего розничные и оптовые цены пошли вверх; доходы корпораций и дивиденды росли. Тем не менее фондовые спекулянты были настроены пессимистично. Среди инвесторов преобладало мнение, что в ближайшем будущем в соответствии с прошлым опытом следует ожидать послевоенной депрессии. Акции активно выбрасывались на рынок, что дважды, в августе и сентябре, приводило к серьезным перерывам в работе биржевых рынков. В итоге цены упали так низко, что их уровень начала 1946 г. был вновь достигнут лишь в 1950 г. 1947 год стал «годом депрессии, которая так и не наступила». Экономические условия продолжали почти непрерывно улучшаться до конца 1948 г.

В 1946 г. инвесторы и биржевые торговцы потеряли «уверенность» в рынке. Они ошиблись в отношении фактов, однако смогли серьезно подорвать рынок.

Рынок «быков» 1985—1986 гг. вновь подтвердил справедливость теории «уверенности». Фундаментальные условия были крайне неблагоприятны: американские производители столкнулись с жесточайшей иностранной конкуренцией; процентные ставки хотя и несколько понизились по сравнению с недавними рекордами, но продолжали оставаться на весьма высоком уровне; доллар укреплялся относительно других валют, что способствовало формированию неблагоприятного торгового баланса страны; громадный дефицит федерального бюджета продолжал увеличиваться; товарные цены были низки; темпы развития американской экономики отнюдь не впечатляли. Тем не менее объем торговли на фондовом рынке рос почти вертикально. В 1991 г. в Соединенных Штатах резко выросло число безработных, усилилась конкуренция со стороны объединенной Европы, а дефицит федерального бюджета достиг новой рекордно высокой отметки. Одновременно наблюдались дефициты бюджетов отдельных штатов, округов и городов. Многие крупные компании сообщили о рекордных убытках, некоторые из них были вынуждены искать защиты от кредиторов в судах по банкротствам. В газетах продолжали мелькать сообщения о скандалах, связанных со многими финансовыми институтами. Тем не менее, несмотря на непрерывный поток плохих экономических новостей, цены фондового рынка достигли новых высот.

Трудность измерения степени «уверенности» публики в рынке еще больше усложняет анализ фондового рынка. Многие инвесторы, совершающие сделки в соответствии с анализом технических условий рынка и неоднократно пытавшиеся различными способами измерить степень «уверенности», часто достигают весьма далеких от желаемых результатов. Однако многие инвесторы продолжают свято верить в традиционную теорию. Ее очевидная конкретность и неограниченные возможности в обработке первичного статистического материала создают ей славу реалистичной теории, что имеет в глазах инвесторов немалый вес. Однако последователи традиционной теории часто бывают ошеломлены и в немалой степени изумлены, когда их точные расчеты не приносят тех благоприятных результатов, в которых они были абсолютно уверены.

<< | >>
Источник: Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т.. Фондовый рынок. 2000

Еще по теме ДВЕ ТЕОРИИ ФОНДОВЫХ ЦЕ:

  1. «Две взлетевшие вороны»
  2. ДВЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
  3. ДВЕ СИСТЕМЫ
  4. Две грани маркетинга
  5. Две экономические системы
  6. Две функции благосостояния
  7. Две задачи: платежеспособность и рентабельность
  8. Две формы организации исследовательских университетов
  9. 15.1. Две политики государства: протекционизм и фритредерство
  10. Две дуальные формы бурной изменчивости
  11. Две стороны ВВП: расходная и доходная
  12. ГЛАВА XIX ИНФЛЯЦИЯ И ДВЕ СИСТЕМЫ
  13. ГЛАВА XVIII НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И ДВЕ СИСТЕМЫ
  14. §5. Две принципиальные схемы метода размытых целей
  15. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: МОНЕТАРИЗМ ПРОТИВ КЕЙНСИАНСТВА
  16. 2.2. ГЕОЭКОНОМИКА И ГЕОФИНАНСЫ КАК ДВЕ СТОРОНЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО КАПИТАЛА
  17. Упражнение 6). Учет времени рекомендуется вести, по меньшей мере, две недели
  18. 1.2. Предмет институциональной теории, процесс формирования новой экономической теории