<<
>>

Проблема информации

  Все используют слово «рынок», но что конкретно при этом они имеют в виду? Мы обсудим это понятие в последней главе, а пока предлагаем думать о нем как о сумме идей, эмоций и денежных ресурсов.

По мнению участников рынка, важность некой идеи признается в зависимости от ее правильности. Идея, которая приведет цены в движение, может быть очень простой, например: «нечто стоит (или будет стоить) X». Если X выше текущей цены, то последняя должна вырасти.

Каждая идея поддерживается некоторым уровнем уверенности в ней. Сомнения сопровождаются страхом, в то время какуверенностъ — жадностью. Поэтому, когда говорят, что рынком правят страх и жадность, подразумевают его эмоциональную составляющую.

Наконец, даже если всем участникам рынка, которые абсолютно уверены в одной идее, противостоит один человек, который в нее не верит, но у него больше денег (или

власти), то идея может не осуществиться, даже если по сути она очень правильная[58].

Рассматривая сегодняшнюю ситуацию, мы наглядно видим последствия роста сомнений в идее обеспеченных ценных бумаг и нежелания инвестировать в нее деньги.

Рынок, т.е. сплав этих трех сил (идей, эмоций и денежных ресурсов) приходит к равновесию при каком-то уровне цены. При этом уровне довольно значительная часть участников соглашается, что цена соответствует стоимости активов, и рынок стабилизируется. Слово «соглашается» является ключевым. Возьмем акции «Газпрома». В июне 2008 г. они стоили свыше $15, а в октябре — ниже $3. Компания и мир не изменились настолько фундаментально, чтобы объяснить это падение цен, но участники рынка «согласились» с таким перепадом, поскольку эмоции могут преобладать над разумом.

Это очень общее замечание призвано дать читателю, который не занимается инвестициями, впечатление о среде, в которой мы живем, т. е. «рыночной среде». Выше мы продемонстрировали влияние идей на нее в целом.

Однако идеи, эмоции и ликвидность в какой-то момент превращаются в часть информационного потока. Например, крупный игрок приобрел пакет акций. Как правило, даже если он постарается сделать это тайно, в конечном итоге рынок или часть его участников об этом прознают. Поэтому рынок можно рассматривать как информационную среду. Информация — один из основных элементов инвестиционного процесса на стадии поиска возможностей, обоснования решений и тестирования идей. «Принятие инвестиционного решения похоже на формулирование научной гипотезы и представление ее на суд практики».

На наш взгляд, проблема правильного прогнозирования рыночной стихии во время данного кризиса напрямую

связана именно с пониманием того, как воздействует на участников рынка информация. Ее поток явно не укладывается в постулированный теоретический шаблон теории эффективного рынка, которая является основой современной финансовой теории. Главный вывод теории эффективного рынка в упрощенном виде звучит следующим образом: в долгосрочной перспективе средний инвестор не сможет получить доход значительно выше среднего дохода его рынка. За почти 40 лет существования теории это утверждение смогли опровергнуть считанные инвесторы из известных публике. Иными словами, сама теория, хотя и страдает многими изъянами, может в целом считаться подтвержденной. Одним из критических положений теории эффективного рынка является отношение к информации. Авторы теории подразделяют ее на:

  • информацию, которая становится немедленно известной всему рынку. Теория эффективного рынка исходит из того, что эта категория является доминирующей;
  • менее известную информацию, но быстро отражаемую в ценах посредством действий профессиональных трейдеров;
  • инсайдерскую информацию, которую рынок предполагает почерпнуть на основе наблюдений за действиями трейдеров, обладающих доступом к закрытым источникам;
  • неизвестную, но прогнозируемую информацию.

В голове каждого инвестора и трейдера в мире эта градация в каком-то виде существовала всегда, т.

е. за много лет до создания теории эффективного рынка, но это не давало возможности больше зарабатывать. В некоторой степени именно из-за сложности работы с информацией сегодняшний рынок так непредсказуем, а историческая волатильность (колебания) многих его сегментов бьет все мыслимые рекорды.

Доказать это утверждение просто, особенно сегодня: те, кто понимал последствия кризиса, с трудом могли на нем заработать, кроме единичных случаев, когда информация напрямую воздействовала на узкую сферу их деятельности. Иными словами, информация была доступной всему рынку, но она оказалась очень специализированной и непригодной для оперативного использования во всех зависящих от нее сегментах рынка. Например, рынок акций не мог просчитать влияние кризиса на банки, так как обычные банковские аналитики не могли с достаточной долей уверенности понять, оценить и прогнозировать поведение портфелей структурных инструментов этих банков. Таким образом, теория верна для универсально понятной информации типа экономических сводок, но не объясняет влияние на рынок в широком смысле этого слова очень важной, немедленно становящейся известной, но специализированной информации типа вероятности дефолта траншей с низким рейтингом высокоструктурированного CDO.

Информацию первого типа понимают все, а второго — очень немногие. И процесс их познания происходит по-разному.

Что же тогда считать «объективной», если хотите, «научной» концепцией? Иными словами, что является «правильным пониманием» информации, т.е. пониманием, на основании которого можно заработать? «Моя логика исследования содержала теорию развития знания через попытки и ошибки, точнее, через устранение ошибок. А это значит — через дарвиновскую селекцию, через отбор, а вовсе не через ламарковскую методологию, то есть обучение», — так характеризует К. Поппер свой подход к познанию. При таком подходе «объективность» достигается путем обсуждения конкретного вопроса критическим количеством участников. Они интерпретируют мнения путем открытого процесса осмысления и оценки некой сформулированной сообществом проблемы.

На рынках именно движение цен отражает этот публичный поиск «истины», т.е.

некоего «консенсуса», определяющего, на каком уровне должна быть цена чего-либо. Теперь представьте себе, что вы первый, кто осмыслил информацию с чужого рынка, поскольку разбираетесь в его механике и инструментах. Это «правильное понимание»? Вы можете считать себя владельцем «объективной истины» в понимании рынка? К сожалению, ответ «нет», поскольку остальные участники еще не дозрели до вашего понимания и не признали эту информацию столь же важной.

В результате вы оказываетесь в контрфазе с рынком. Вы потеряли деньги, дожидаясь, пока он осмыслит явление, вам уже давно понятное. А рынок редко разворачивается по-ламарковски, т.е. медленно осознавая происходящее. Он занимается грубой фальсификацией (опровержением) неправильных идей в стиле Дарвина, т. е. движется резкими эволюционными скачками или, как говорят трейдеры, следует за разворотами цен. Часто приходится слышать, что многие ученые не дожили до признания своих идей. Также трейдеры часто теряют деньги, поскольку не угадывают, когда их в целом правильная идея будет поддержана рынком. Однако на рынках дела обстоят еще хуже, поскольку эмоции являются составной частью ценообразования и научные истины не меняются с такой же скоростью, как экономические факторы.

Предположим, вы ожидаете разворота рынка. Но вам неизвестно, когда он произойдет, если информация, которой вы располагаете, является специализированной. До момента разворота может появиться и новая информация, в чем-то противоречащая той, которой вы владеете сейчас, а потому и вовсе непонятно, окажется ли ваша сегодняшняя гениальная догадка полезной завтра. Таким образом, мы подходим ко второму выводу. Дело не только в том, что общедоступная и специализированная информация усваивается рынком по-разному, но и в том, что из-за временного разрыва между появлением новой спе-

анализированной информации и моментом ее признания ценность последней становится спорной[59].

Можно привести много других наблюдений, которые глубже раскроют проблему, стоящую сейчас перед участниками рынка в их практической деятельности, однако мы приведем лишь одно дополнительное важное соображение, раскрывающее механизм взаимодействия информации и ликвидности.

Когда люди начинают осознавать, что рынок непредсказуем, они теряют уверенность в себе. Уверенность— это эмоции, и именно эмоции заставляют инвесторов покидать рынок. Не понимая, что происходит, они ликвидируют свои портфели. Иными словами, информация доступна, но некомфортна, поскольку, как мы только что говорили, на сегодняшний день не установились представительные конкурирующие группы, пришедшие к консенсусу о том, на каком уровне должны быть цены. Покидают рынок инвесторы даже из самых неожиданных и отдаленных от субпрайма сегментов, приводя всех в смятение и повсеместно нарушая баланс ликвидности.

Так что доступность информации не делает ее применимой, а поведение на ее основе — предсказуемым. Непредсказуемость, в свою очередь, порождает панику с довольно непредвиденными взлетами и падениями. Достаточно сказать, что индекс акций банковского сектора давно и намного превысил все рекорды исторической волатильности. А это, кажется, самый анализируемый сегмент рынка.

Таким образом, основа финансовой теории не дает опоры в поиске решений, позволяющих снизить ущерб от рыночных пертурбаций. 

<< | >>
Источник: Вайн С.. Глобальный финансовый кризис: Механизмы развития и стратегии выживания / Саймон Вайн. — М.: Альпина Бизнес Букс. — 302 с.. 2009

Еще по теме Проблема информации:

  1. Проблема асимметричной информации.
  2. Перспективы решения проблемы защиты информации
  3. Проблемы распространения информации на финансовых рынках_
  4. 1.3. Качественные характеристики информации, предоставляемой управленческим учетом. Виды используемой информации
  5. Раскрытие в финансовой отчетности информации о нематериальных активах Группировка информации
  6. 12.3. Система маркетинговой информации и анализ источников информации
  7. Системы маркетинговой информации. Виды информации и методы ее сбора
  8. Субъективная информация (у австрийцев) и объективная информация (у неоклассиков)
  9. 6.1. РАСКРЫТИЕ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПА СУЩЕСТВЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ
  10. Прозрачность, аудит и управление рисками. Балл по компоненту - 7 Объем и сроки раскрытия информации, доступность раскрываемой информации
  11. СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ФУНКЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ
  12. Прозрачность, аудит и управление рисками. Балл по компоненту - 6 Объем и сроки раскрытия информации, доступность раскрываемой информации
  13. Требования китайского законодательства и фондовых бирж в отношении раскрытия информации Шаги к повышению уровня раскрытия информации
  14. Приложение 2 Прозрачность и раскрытие информации в 2008 г.: уровень раскрытия информации в 300 ведущих китайских компаниях намного ниже требований передовой международной практики
- Антикризисное управление - Деловая коммуникация - Документоведение и делопроизводство - Инвестиционный менеджмент - Инновационный менеджмент - Информационный менеджмент - Исследование систем управления - История менеджмента - Корпоративное управление - Лидерство - Маркетинг в отраслях - Маркетинг, реклама, PR - Маркетинговые исследования - Менеджмент организаций - Менеджмент персонала - Менеджмент-консалтинг - Моделирование бизнес-процессов - Моделирование бизнес-процессов - Организационное поведение - Основы менеджмента - Поведение потребителей - Производственный менеджмент - Риск-менеджмент - Самосовершенствование - Сбалансированная система показателей - Сравнительный менеджмент - Стратегический маркетинг - Стратегическое управление - Тайм-менеджмент - Теория организации - Теория управления - Управление качеством - Управление конкурентоспособностью - Управление продажами - Управление проектами - Управленческие решения - Финансовый менеджмент - ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ -