Нравственно-философская позиция Кейнса и ее проявление в «Общей теории»
Право на моральный выбор. Свою главную книгу Кейнс писал в расчете, что она революционизирует экономическую науку и политику. За этим стремлением стояли не только знания теоретических и практических проблем экономики, но и определенные философские принципы, восходящие к влиянию Дж.
Э. Мура[LXXXVIII].Мур подчеркивал невозможность точной оценки людских поступков по их последствиям для общего блага и отверг поиск универсальных законов поведения. Признав полезность норм, выработанных обществом в ходе исторического развития, он настаивал на предоставлении человеку возможности, полагаясь на интуицию и собственное видение ситуации, пойти по пути, ранее не известному, тем самым преодолевая заложенное в правилах давление прошлого. Индивид вправе давать поступкам — своим и других людей — оценку, отличную от общепринятой, сам выбирать способ нравственного поведения.
Для Кейнса отказ от универсализации этических правил означал прежде всего пересмотр «победных принципов» laissezfaire — постулатов экономического либерализма о том, что действия индивидов порознь ради собственных интересов в свободной игре рыночных сил содействуют достижению наилучших результатов для общества. Каждая эпоха должна заново определять, чем следует заниматься государству и что может быть оставлено индивиду; вопрос о разграничении частной и государственной деятельности не может решаться на основании абстрактных соображений.
Следующим шагом был отказ от превратившихся в «давление прошлого» теоретических схем, названных Кейнсом «принципом рассасывания»: «если происходит то или иное нарушение в какой-либо части экономического организма, оно довольно легко рассасывается по всему организму, пока не наступит новое положение равновесия». «Принцип рассасывания» — не что иное, как предпосылка о саморегулировании рынка, которую вместе с основанным на ней законом Сэя Кейнс отвергнет в «Общей теории».
Далее он сформулирует вывод о нелегкое™ (отсутствии автоматического механизма) уравнивания инвестиций и сбережений, необходимого для полной занятости и равенства совокупного спроса совокупному предложению в денежной экономике.Мораль «любви к деньгам». По словам Кейнса, «моральные проблемы нашего времени» сосредоточены вокруг «любви к деньгам». Основные причины этого Кейнс определил так: в повседневных делах деньги требуются в 9 случаях из каждых 10; всем людям присуще стремление к индивидуальной экономической безопасности; деньги получили всеобщее одобрение как мера подлинного успеха.
Перечисленные пункты — не что иное, как структура спроса на деньги, представленная Кейнсом в его пересмот
ре теории денег, опирающемся на исследования Кембриджской школы А. Маршалла: трансакционный мотив — для текущих сделок (только этот мотив подразумевается уравнением Фишера); мотив предосторожности М (принимается во внимание уравнением, выведенным Кембриджской школой, — М= kRP, где k — «коэффициент Маршалла», отношение между расходами и кассовой наличностью, R — количество товаров, которое может быть приобретено, Р — уровень цен); спекулятивный мотив, выделенный самим Кейнсом в «Трактате о деньгах».
Трансакционный спрос — это покрытие расходов на потребительские и инвестиционные товары. Два других мотива предопределяют сбережения, удержание денег: на случай непредвиденных трат (мотив предосторожности) или на случай помещения их в ценные бумаги по более выгодному курсу (спекулятивный мотив).
Создавая «Трактат о деньгах» в начале «великой депрессии», Кейнс указал на избыток сбережений как на причину нарушения равновесия в рыночной экономике и сбоев в производстве и занятости: отставание инвестиций от сбережений сокращает спрос на труд. Поэтому бережливость — не добродетель, как утверждала мораль пуритан, А. Смита, утилитаристов и викторианства. «Если Бережливость опережает Предприимчивость», возникает порочный круг.
Противопоставление спекуляций и предпринимательства.
Будучи сам искушенным биржевым игроком, Кейнс в «Общей теории занятости, процента и денег» признал спекуляцию болезнетворными действиями, уводящими от долгосрочного инвестирования в производство готового продукта на имеющемся оборудовании ради целей «перехитрить толпу и сплавить», уловив изменения в условных рыночных оценках. Кейнс противопоставил спекуляцию, пренебрегающую долгосрочными ожиданиями производителя, и предпринимательствоf от которого зависит объем производства и занятости, определяемый масштабом инвестиций. «Спекулянты не приносят вреда, если они остаются пузырями на поверхности ровного потока предпринимательства. Однако положение становится серьезным, когда предпринимательство превращается в пузырь в водовороте спекуляции. Когда расширение производственного капитала в стране становится побочным продуктом деятельности игорного дома, трудно ожидать хороших результатов».Такое положение освящено «фетишем ликвидности» — помещением денежных сбережений в ценные бумаги, легко обращаемые в наличные деньги. Кейнс отметил, что если вынудить инвестора «обратить свой взор на долгосрочные перспективы, и только на них», это стало бы полезным лекарством от болезней денежной экономики. Однако в соответствии со своей нравственно-философской позицией Кейнс подчеркивал, что каждый индивид располагает свободой выбора использования своих сбережений: длительное инвестирование, сохранение наличности (тезаврирование) или помещение в высоколиквидные активы.
Однако для общества в целом не существует такой вещи, как ликвидность вложенного капитала. И, чтобы обеспечить надлежащий объем квалифицированных инвестиций, допустимы «скоординированные акты», подсказанные интеллектуальной элитой. Они состоят в принятии государством на себя большей ответственности за прямую организацию инвестиций и воздействии Центрального банка на норму процента для увеличения «побуждения к инвестированию».
Еще по теме Нравственно-философская позиция Кейнса и ее проявление в «Общей теории»:
- Цена и инфляция в теории Дж. Кейнса
- Интерпретация Дж. Хиксом теории Дж. Кейнса
- Раздел 1 ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- Проблемы экономического цикла в “Общей теории”
- 2.8. Макроэкономический человек в теории Джона Мейнарда Кейнса
- Метод общей экономической теории
- Основные положения общей теории систем
- Структурно-содержательная модификация предмета общей экономической теории.
- Принципы общей теории систем Г.А. Грузинцева (1928)
- Раздел I. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- Инверсия уровневой доминантности в структуре объекта и предмета общей экономической теории.
- 23.2. Переход к глобально-информационному способу производства и модификация общей экономической теории