<<
>>

Банковское дело и финансовое посредничество

Издавна существует убеждение, что контроль над денежной массой необходим для контроля за уровнем цен. Это наиболее легко увидеть, записав простую классическую макромодель (с фиксированным запасом капитала) следующим образом:

nd(w) = ns(w) = п\

У = f(n)\ у = с(у) + I(i - яс) + g;

М т, ¦              ¦              \

— = L(im,i,y).

Уравнение (15.7) обозначает равновесие на рынке труда, при котором реальная заработная плата w уравнивает спрос на труд nd и предложение труда ns. Равновесный уровень занятости равен п. Уровень выпуска задается уравнением (15.8). Уравнение (15.9) представляет собой описание равновесия на рынке благ, при котором выпуск равен совокупному спросу. Последний является функцией таких аргументов, как потребление с, инвестиции / и государственные расходы g. Потребление, в свою очередь, представляет собой функцию дохода, а инвестиции — функцию реальной процентной ставки, выражаемой как разность между номинальной ставкой и ожидаемым темпом инфляции (принимаемой нами в качестве заданной величи-

ыы). Наконец, уравнение (15.10) описывает равновесие на финансовых рынках, при котором реальный спрос на деньги L равен реальному предложению денег. Реальный спрос на деньги является функцией ставки процента по деньгам imgt; ставки процента по всем остальным активам, вместе взятым (облигациям) и дохода.

Рекурсивная природа уравнений (15.7)-(15.10) означает, что w и п определяются на рынке труда, у определяется уравнением (15.8), а реальная процентная ставка — уравнением (15.9). При заданном пе последнее уравнение определяет i. Таким образом, чтобы установить контроль над Р, правительство должно зафиксировать номинальную процентную ставку, ставку процента на рынке денег и денежную массу.

Признание данного аспекта восходит по крайней мере к работе Патинкина (Patinkin, 1965). Большинство правительств не платит процентов по бумажным деньгам, и до недавнего времени была запрещена выплата процентов по вкладам до востребования; таким образом, im = 0.

Для того чтобы контролировать денежную массу, центральному банку необходимо контролировать объем кредита, создаваемого банковской системой. Если взять агрегированный баланс всей системы коммерческих банков, то пассивы, состоящие из вкладов D, должны быть равны активам, к которым относятся резервы R и банковские ссуды государственному и частному секторам; эти ссуды называют внутренним кредитом (DC). Баланс центрального банка дает нам равенство денежной базы Н сумме банковских резервов и наличности С. Стандартное определение денежной массы таково: М = С + D. Из вышеописанных балансовых тождеств следует, что М = Н + DC. Таким образом, в целях контроля над М центральный банк должен помимо денежной базы контролировать объем создаваемого кредита.

Для ограничения сумм предоставляемых кредитов большинство центральных банков применяло три вида регулирующих предписаний. Во-первых, минимальные резервные требования ограничивали сумму средств, которую банки могли ссудить. Во-вторых, часто вводились «потолки» процентных ставок: например, (уже упомянутый) запрет на выплату процентов по вкладам до востребования и установление верхнего предела процентных ставок по закладным. В-третьих, практиковалось непосредственное введение портфельных ограничений и количественных ориентиров. Некоторые из этих ограничений вводились также по соображениям благоразумия.

Фридмен (Friedman, 1960) выступал в поддержку интервенций на кредитных рынках, чтобы контролировать М и обеспечивать стабильность уровня цен. Новый подход подвергает сомнению надобность в таких интервенциях. Согласно этому «неочикагскому» подходу, регулирующие предписания и интервенции на финансовых рынках приводят к уменьшению благосостояния, как и подобные действия

на других рынках.

Сторонники данного подхода выступают за неограниченное финансовое посредничество. Среди них ведущую роль играют Блэк (Black, 1970) и Фама (Fama, 1980, 1983). Фама доказывает, что для обеспечения контроля над уровнем цен не нужны ограничения финансового посредничества; вполне достаточно контроля за денежной базой или за наличностью. Он отмечает, что уравнение (15.10) можно было бы вполне отнести к наличности, поскольку стандартное определение М не является чем-то неприкосновенным при условии, что четко определен спрос на наличность. При таком сценарии нам не нужны обязательные резервные или портфельные ограничения, порождающие искажения аллокации ресурсов.

Философия нерегулируемой банковской системы прямо противоположна количественной теории денег (если только деньги не определены как денежная база), и данное обстоятельство было подчеркнуто Сарджентом и Уоллесом (Sargent, Wallace, 1982). Они интерпретируют ограничения, применяемые в целях контроля за денежной массой, как интервенции, предназначенные для того, чтобы посредством установления минимальной деноминации облигаций отбить стимулы у некоторых агентов торговать ценными бумагами. Далее они определяют экономику, свободную от таких ограничений, как экономику laissez-faire, или как равновесие «реальных векселей». Подобную интерпретацию отвергает Лейдлер (Laidler, 1984а). Неудивительно, что равновесие laissez-faire или равновесие в условиях неограниченного посредничества является оптимальным по Парето, тогда как равновесие при ограничениях посредничества не представляет собой Парето-оптимального состояния, поскольку во втором случае часть агентов не может принять участия в процессе посредничества.

Вышерассмотренных аспектов касается вопрос о том, почему экономические агенты держат у себя бумажные деньги. Уоллес (Wallace, 1980) отстаивает теорию спроса на деньги, основанную на правовых ограничениях: центральные банки искусственно создают спрос на деньги (неразменную на драгоценный металл бумажную наличность), заставляя коммерческие банки держать резервы в Центробанке в форме наличности, а также не допуская создания частных денег и эмитируя облигации крупных деноминаций.

Если бы приносящие процент государственные облигации выпускались любых деноминаций, и не было бы обязательных требований к коммерческим банкам держать резервы в виде наличности, то никто не стал бы держать неразменные бумажные деньги. Таким образом, как резервные требования, так и неделимость облигаций необходимы для порождения спроса на деньги.

Возникающая здесь трудность состоит в вычислении процентов в случае использования облигаций мелких деноминаций в качестве средства обмена. Также непонятно, как в таких условиях частные

наличные деньги могут приносить процент.[126] Макинен и Вудворд (Makinen, Woodward, 1986) и Уайт (White, 1987) приводят исторические примеры, не подтверждающие тезис Уоллеса. В случае, рассматриваемом в первой из работ, наличность была предпочтена приносящим процент облигациям небольшой деноминации, а в случае, описанном во второй работе, не существовало обязательных резервных требований или запрета на создание частных денег, хотя не приносящие процента банкноты обращались как деньги.

Харпер (Harper, 1988) отмечает, что для того, чтобы наличность не существовала при отсутствии ограничений, названных Уоллесом, должен иметь место некий тип системы электронных платежей. Если бы каждый агент имел счет, с которого (или на который) можно было бы мгновенно сделать перевод, то такие вклады приносили бы проценты, которые можно было бы начислять, скажем, на секунду, и не было бы надобности в наличности. Если бы не было наличности, как бы тогда определялись цены? Все цены имели бы котировки в некой единице измерения. Фама (Fama, 1980) предлагает в качестве такой единицы говядину или нефть. Холл (Hall, 1982), а также Гринфельд и Йигер (Greenfield, Yeager, 1983) выдвигают следующую точку зрения: если необходимо нечто, чья ценность стабильна относительно большинства товаров, тогда почему не использовать среднюю взвешенную, как поступают при расчете текущего индекса цен? Дело в том, что, если спрос на наличные деньги не предъявляется, нам не нужно выражать цены благ в денежных единицах.

Конечно, утверждения, сделанные этими авторами, носят чисто академический характер, если существуют причины, по которым «чистый вариант» системы электронного перевода платежей связан с большими издержками, чем существующее институциональное устройство, в рамках которого спрос на деньги все-таки предъявляется. А если спрос на деньги есть, то они должны иметь цену относительно благ.

Другая проблема, связанная с вышерассмотренными, касается причин существования финансового посредничества в целом и специализированных финансовых учреждений (банков и других агентов) в частности. Почему заимствование и кредитование не осуществляются прямо между индивидами? Неудивительно, что двумя причинами, выдвигаемыми в моделях для ответа на этот вопрос, являются асимметричная (или неполная) информация и экономия от масштаба при сборе информации и проведении наблюдения за заемщиками. Уильямсон (Williamson, 1986, 1987b) использует идею пространственного размещения хозяйственных агентов для объяснения того, почему агенты должны иметь достаточную информацию друг о друге при заключении договора о выдаче прямых ссуд;

поскольку мониторинг поведения заемщика связан с большими издержками, будут привлекаться специалисты, использующие преимущества экономии от масштаба при сборе информации. Таунсенд (Townsend, 1979), Д. Даймонд (D. Diamond, 1984), а также Гэйл и Хеллвиг (Gale, Hellwig, 1985) рассматривают типы контрактов, которые заключались бы между финансовым посредником и заемщиком тогда, когда такой посредник не мог бы непосредственно наблюдать за деятельностью заемщика. Всегда, когда посредник принимает решение не проводить мониторинга поведения заемщика, величина процентных платежей должна оставаться той же самой, иначе у заемщика появятся стимулы лгать о своем финансовом положении. Стиглиц и Вайс (Stiglitz, Weiss, 1981) показывают, что банки могут осуществлять количественное, а не ценовое рационирование ссуд, поскольку повышенная процентная ставка может побуждать к более рискованному поведению заемщиков, могущему неблагоприятно влиять на эти банки.  

<< | >>
Источник: А.ГРИНЭУЭЙ, М.БЛИНИ, И. СТЮАРТ. ПАНОРАМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ KOHЦA XX СТОЛЕТИЯ.Том 1. 2002

Еще по теме Банковское дело и финансовое посредничество:

  1. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
  2. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
  3. Часть II БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
  4. Финансовое посредничество
  5. ГЛАВА IX. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
  6.     ДЕНЬГИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
  7. 14.2. Блок Банковское дело
  8. Положительные стороны финансового посредничества
  9. Финансовое посредничество: детальный взгляд
  10. 3. Банковское дело и рынки акций
  11. 6. 1. Финансовое посредничество и финансовые посредники
  12. 1. Финансовое посредничество и финансовые посредники
  13. Бездудный М.А., Бычков В.П.. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов, 2005
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -