<<
>>

§ 1. ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ

Изучение механизма, обеспечивающего соблюдение правил, основано на том, что все институты обладают не только координационными, но и распределительными свойствами. Распределительные свойства указывают на противоречие интересов как реальный момент взаимодействия между людьми в мире ограниченных ресурсов, причем в процессе формирования институтов они, как правило, являются доминирующими, в то время как координационные аспекты институтов — побочный эффект разрешения распределительных конфликтов.

Рассмотрим процесс заключения и выполнения условий контракта как одного из видов правил, с точки зрения каждой из сторон.

Если предположить, что заключение контракта опосредует проявление свободы воли контрагентов119, стремящихся к удовлетворению своих потребностей, то в мире ограниченных ресурсов наряду с отношением взаимозависимости возникает и конфликт, который должен быть каким-то образом урегулирован для того, чтобы обмен мог состояться, планы, ожидания экономических агентов оказались согласованными таким образом, чтобы обеспечить минимальный уровень кооперации120. Поставленная проблема рельефно сформулирована в статье А.Н.Олейника, посвященной сравнительному анализу норм в рамках тюремной субкультуры и норм, структурирующих взаимодействие между людьми в российском бизнесе [Олейник А.Н., 2001, с. 8] (фрагмент из интервью в пенитенциарном учреждении):

«...Администрация сейчас здесь, а через 15 минут она ушла, остаются одни зеки, кто будет контролировать ситуацию?.. Поэтому есть люди, которых уважают, которые могут остановить...»

Процесс формулирования предложения об обмене правами, его акцепта и подтверждения акцепта стороной, сформулировавшей предложение, — фактически процесс определения того, кто, что, кому и когда должен, какие права и на каких условиях имеет и т.п. Однако этот набор условий остается декларациями о намерениях, если отсутствует совокупность ожидаемых действий, связанных с обеспечением условий данного контракта.

Почему? Если предположить, что никаких санкций за нарушение контракта не предполагается, то есть относительные права собственности контрагента не защищены, то каким образом объяснить поведение максимизирующего субъекта, который тем не менее продолжает соблюдать формально установленные права? Единственный вариант — это то, что в самом объяснении фактор, который создает издержки для данного субъекта, не учтен121. Механизм санкционирования, или обеспечения соблюдения контрактов, создает для нарушителя издержки, которые он сопоставляет с выгодами от нарушения условий контракта в соответствии с уровнем компетентности и мотивированности. Полные издержки нарушения контракта включают прямые санкции и упущенные выгоды, которые могли быть получены при добросовестном соблюдении условий контракта. Таким образом, базовым является соотношение ие(С) > ие(Н),

где ие(С) — ожидаемая полезность экономического агента в случае соблюдения контракта; ие(Н) — ожидаемая полезность экономического агента в случае нарушения контракта.

Ожидаемая полезность от нарушения условий контракта зависит от следующих факторов: дохода, полученного непосредственно от нарушения контракта (В), величины санкций за нарушение (8), а также вероятности обнаружения факта нарушения (р). Причем предполагается, что обнаружение нарушителя означает и наложение на него санкций122.

ие(Н) = ЩВ) + рЩБ), (2)

где и(В) — полезность выигрыша от нарушения условий контракта; рЩБ) < 0— ожидаемая полезность санкций (р — вероятность применения санкций, Б — абсолютная величина санкций за нарушение условий контракта).

Соответственно для выполнения контракта должно соблюдаться условие

р > [ЩС) - и(В)]/и(8). (3)

Таким образом, вероятность наложения санкций должна быть больше, чем дополнительная полезность от нарушения условий контракта (по сравнению с их соблюдением) в расчете на единицу полезности санкций за нарушение.

Предполагается, что выявление нарушения не позволяет нарушителю извлечь выгоды, которые были отражены в первоначальных условиях контракта, то есть С123.

Таким образом, деятельность по обеспечению соблюдения условий контракта обладает ценностью, если в ее отсутствие у одной из сторон или обеих сторон контракта возникают стимулы к недобросовестному поведению в форме отлынивания или шантажа.

Данная деятельность должна сделать соблюдение условий соглаше ния выгодными, что является неотъемлемым условием его (соблюдения) объяснения в терминах теории рационального выбора.

Деятельность по обеспечению соблюдения условий контракта предполагает, во-первых, получение информации о самом факте нарушения (или достаточных доказательств о нарушении). Последнее зависит от того, как организован мониторинг выполнения контракта. Во-вторых, эта деятельность предполагает угрозу или фактическое применение санкций по факту выявленного нарушения. Данный пункт важен в двух аспектах. 1.

В зависимости от того, кто (а также каким образом) осуществляет действия по обеспечению соблюдения условий контракта можно выделить механизмы самовыполнения и обеспечения соблюдения условий соглашений с помощью третьей стороны. 2.

Угроза применения санкций и фактическое применение санкций (при прочих равных условиях) с точки зрения результата (ex post) неразличимы. Однако если рассматривать процесс контрактации в целом, то различия существенны, особенно если учесть издержки, сопряженные с предупреждением нарушения (угроза) или пресечением нарушения (применение санкции). Следует отметить, что форма санкции также имеет значение. Например, применяется ли она к правам собственности или к правам свободы (о соотношении прав собственности и прав свободы см. § 1 главы 6).

Хозяйственная практика свидетельствует о том, что в чистом виде формы обеспечения соблюдения соглашений используются редко. Реальные формы многообразнее и сложнее. Вместе с тем для объяснения сравнительных преимуществ того или иного способа защиты в первом приближении целесообразно использовать допущение о чистых формах.

Издержки обеспечения соблюдения установленных правил (вне зависимости от того, являются ли они основанием для определения относительных или абсолютных прав собственности) можно разделить на два компонента: 1) ценность ресурсов, затрачиваемых гарантом; 2) риск ущерба, который может быть нанесен гаранту в процессе выполнения им своей функции [Cooter R., 1996, р.

198].

Поскольку деятельность по обеспечению соблюдения условий контракта сопряжена с издержками, то выбор той или иной формы зависит от того, каково соотношение между этими издержками и потерями в случае нарушения условий контракта. Если издержки защиты контракта для пострадавшей стороны выше потерь, связанных с нарушением его условий контрагентом, то санкции применяться не будут (в случае отсутствия значительных позитивных внешних эффектов). Отсюда возможность эффективного расторжения контракта. Иными словами, если несоблюдение условий контракта не вызывает ухудшения положения одной из сторон [с учетом(без) компенсации], то расторжение контракта в большей мере соответствует критерию Парето-оптимальности, чем его соблюдение.

Итак, обеспечение соблюдения условий контракта осуществляется на основе достоверной угрозы или применения принуждения. Если данная угроза не предотвращает нарушение условий контракта, это лишь свидетельствует о том, что ожидаемые издержки для нарушителя ниже ожидаемых выгод.

Принуждение есть не что иное, как создание для его объекта издержек посредством угрозы или применения санкций. Следовательно, принуждение — не что иное, как смысловое ядро в механизме, обеспечивающем соблюдение условий контракта. Принуждение может принимать различные формы — от прямого применения физической силы в отношении человека, нарушившего контракт непосредственно и(или) в отношении тех активов, которыми он располагает, до более опосредованных форм, состоящих в создании издержек методом разрушения (размывания) репутации нарушителя, затруднения последующего заключения соглашений, конфискации части активов, недополучения дохода методом распространения информации (например, через «черные списки»). Подчеркнем, что механизм, обеспечивающий соблюдение условий контракта на основе воздействия на репутацию, обладает не столько свойствами, связанными с насилием, сколько с распространением информации. Уровень, на котором распространяется информация о нарушителе правил, определяет и форму обмена, которая может осуществляться с помощью данного механизма распространения информации. В частности, если она может быть распространена не только среди действующих, но и потенциальных контрагентов, то институты, не предполагающие вмешательства государства как третьей стороны, вполне способны обеспечивать соблюдение условий анонимного (обезличенного) обмена, а также абсолютных прав собственности среди хозяйствующих субъектов, которые необязательно лично знают друг друга [Greif А, 1996, р. 245]. Вместе с тем элемент принуждения здесь сохраняется, так как последствия нарушения могут быть выражены в терминах издержек для нарушителя.

<< | >>
Источник: Шаститко А.Е.. Новая институциональная экономическая теория. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС. — 591 с.. 2002

Еще по теме § 1. ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ:

  1. ГЛАВА 5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ
  2. 17 РЕГУЛИРОВАНИЕ, САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ И СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ
  3. Соблюдение правил делового этикета
  4. Контроль кредитных организаций за соблюдением правил ведения кассовых операций
  5. ПОНЯТИЕ, СТОРОНЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ОСНОВАНИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
  6. § 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА: ПУБЛИЧНАЯ И ЧАСТНАЯ ФОРМЫ
  7. Банкротство: механизм его возникновения
  8. Раздел X. МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
  9. 17.2. Структура и механизм обеспечения экономической безопасности
  10. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -