<<
>>

Товар в обществе знаний

Стоимость товара в обществе знания может прирастать как вследствие применения известных факторов производства, так и за счет дополнительных свойств продукта и сопутствующих услуг, появляющихся вследствие целенаправленного применения знаний, т.е.

нового фактора производства. Как правило, такое применение знаний происходит в виде поиска, тщательного отбора и реализации идей по улучшению качества и потребительских свойств товара, его экологических характеристик, повышению надежности, расширению возможностей применения изделий, учета запросов различных категорий потребителей, организации доставки, послепродажного обслуживания, увеличения гарантийных сроков, рекуперации после завершения использования и других свойств и услуг. Получение таких «знаниевых» характеристик товара связано с немалыми инвестициями компаний в активы, получившие название «неосязаемых» активов. Благодаря этим инвестициям, компании, выпускающие на рынок товары со «знаниевыми» свойствами, т.е. новаторские компании, получают несомненные конкурентные преимущества.

Стратегия, ориентированная на приумножение знаниевых активов и человеческого капитала в первую очередь доступна транснациональным компаниям, которые, интернализируя факторы производства различных стран, имеют возможность выстраивать наиболее эффективную конфигурацию конкурентных преимуществ, формировать и диктовать свои стандарты, совершенствовать управленческие и маркетинговые технологии и производить, таким образом, товары с растущей долей обновляемых «знаниевых» свойств в расчете на глобальные рынки сбыта.

Еще одна важная черта товарного мира общества знаний заключается в том, что товаром, причем товаром особого типа, становится само знание. Это связано с некоторыми особыми свойствами знания.

В соответствии с традиционным представлением о товаре, таковым является произведенный для продажи продукт, собственник которого продает его покупателю (потребителю) по рыночной цене, цене равновесия спроса и предложения, которая при этом не должна быть ниже предельных издержек по его производству.

Когда речь заходит о товаре-знании, то казалось бы незыблемые понятия - произвести, собственник, продать, цена, потребить (знания), и даже такие как капитал, инвестиции, активы, управление и другие - применительно к знаниям теряют свои привычные очертания.

Новое знание не может возникнуть, например, на конвейере, а является результатом, часто спонтанным, творческой мыслительной деятельности отдельной личности или хорошо скоординированной деятельности профессиональных исследователей. Сегодня условием и признаком успешности развития стран является наличие оснащенных оборудованием исследовательских центров и университетов, исследовательских подразделений компаний и других элементов научной инфраструктуры, обеспечивающих фундаментальный поиск и прикладные разработки в самых разнообразных областях. Создание и поддержание научного потенциала - вопрос длительных и больших затрат в развитие образования и науки, главным образом, в развитие человека и его креативных способностей, в развитие человеческих ресурсов. В отличие от других товаров, увеличение производства которых, т.е. тиражирование, можно автоматизировать, сведя к минимуму участие человека, произвести знание невозможно без человека, а передача и возможность использования этого знания другими - вопрос не тиражирования и продажи, а условий доступа. Тиражировать можно лишь материальные носители знания, точнее, носители информации об отчужденном знании, причем издержки такого копирования неизмеримо малы.

Знание, за исключением неотделимого знания или знания кодифицированного, но неотчуждаемого (секретного) по соображениям безопасности, по своей природе является публичным благом, т.е. обладает свойством неконкурентности в использовании, другими словами, доступно всем. Потребление его одним человеком, например, прочтение книги или прослушивание музыки, не исключает потребление другими, не ведет к исчезновению знания. Однако значительные внешние эффекты знания могут выступить причиной ограничения доступа других людей к знанию с целью заставить их компенсировать создателю знания понесенные им затраты или увеличить его доход. Это достигается с помощью активно утверждающихся в обществе норм относительно новой ветви права - права интеллектуальной собственности, т.е. искусственно создаваемой редкости.

Особенно преуспевают в этом компании, получившие на почве применения знаний определенные конкурентные преимущества. Стремление конкурентов сделать что-либо подобное, часто путем заимствования или имитации, то есть использование внешних эффектов знаний, заставляет инновационные компании применять разнообразный арсенал средств по защите своих приобретенных ими преимуществ. В этот арсенал входят патенты, технические стандарты, технические и коммерческие секреты (приемы неотчуждаемости знаний), ноу-хау, лицензии и другие

средства, регулирующие порядок закрепления или возмездной переуступки права на использование знаний в соответствии с нормами права, регулирующего отношения в области интеллектуальной собственности.

Целям защиты прав на интеллектуальную собственность служит также использование разработчиками инноваций торговых марок и брэндов, благодаря которым совокупность вновь и вновь подтверждаемых новых «знаниевых» характеристик товара дает производителю возможность делать наценку на свои товары, которая и означает признание рынком их возросшей стоимости.

Вследствие применения владельцами знаниеемких товаров норм права интеллектуальной собственности технологические возможности безграничного, практически без издержек, доступа к знаниям и создания ситуации их изобилия не реализуются в полной мере. Как считают авторы одной французской публикации П.А. Давид и Д. Форэ, «если создание прав интеллектуальной собственности исключает доступ других потенциальных пользователей, имеет место расточительность», ибо оно означает запрет доступа к знанию не только как потребительскому благу, но и фактору производства, следовательно, ограничение прогресса в области знания [Paul A. David, 2002: 12]. У знания появляется, таким образом, квазисобственник, институт которого, может быть, и позволяет решить проблему внешних эффектов, однако лишь ценой усиления неравенства в доступе к знаниям, которое в условиях глобального мира принимает масштабы неравенства между странами, часто принимающего к тому же облик высокотехнологичного цифрового неравенства.

Кроме того, тенденция роста «частного присвоения» результатов научного поиска может нанести вред обществу знания. Так, ЮНЕСКО в одном из своих исследований, сообщая об ускоряющемся процессе «патентизации» (250 тыс. заявок на патенты за 18 лет в период с 1978 г. по 1996 г. и столько же всего за четырехлетний период с 1996 г. по 2000 г.) предостерегает: «чрезмерный охват патентами сферы использования знаний, касаются ли они науки о жизни или информации, может стать серьезным тормозом для исследований и инноваций... Напротив, распространение знаний открывает их для конкуренции между участниками рынка научных знаний» [UNESCO, 2005: 58-59].

Приведенное здесь высказывание может быть расценено как умеренное и взвешенное предупреждение авторов «Доклада» об отрицательных последствиях чрезмерного распространения практики частного присвоения права на использование знания, временно ограничивающего его использование другим. Существуют и другие более резкие и алармистские высказывания. Например, французский исследователь Женевьева Азам считает разрушительным сам процесс превращения знания из бесплатного блага в товар, поскольку все более широко практикуемая система патентов превращается в систему раздачи «охотничьих билетов»

для ТНК (например, выращивание высокоурожайных сортов трансгенного риса защищено 70 патентами), используемых ими для извлечения сверхдоходов. Знания деперсонифицируются, считает она, и вырываются из контекста социальных связей, превращаясь в инструмент рыночной трансформации общества в ущерб природе и ее биологическому разнообразию [Genevieve Azam, 2005: 33-39].

Возникает вопрос: если знание может признаваться как товар лишь с весьма внушительным шлейфом оговорок и учетом особенностей, то, возможно, оно вообще не имеет отношения к рынку, а экономика знаний предполагает, что знание всего лишь дает новые свойства и улучшенные характеристики всем другим товарам? Именно так подходят к определению экономики знаний ряд экономистов. По сути, такой подход вообще отрицает товарный характер знания и наличие рынка знаний.

Сомнения в обоснованности такого подхода возникают, если учесть еще одну особенность знания: знание может состояться как таковое лишь тогда, когда оно используется (потребляется), то есть когда оно нужно другим, или, другими словами, когда на него предъявляется спрос. Уже упоминавшийся выше всемирный доклад ЮНЕСКО особенно подчеркивает эту особенность знания. Всякое изобретение - есть производство нового знания, и оно возможно только путем валоризации, т.е. признания стоимостной оценки знания, произведенного ранее, например, путем создания спроса на новый продукт. В будущем обществе производством, обменом и трансформацией знаний будет занято все больше людей, а «спрос на знания будет более значительным, чем когда-либо ранее», - подмечают авторы Доклада. И пишут далее: «Инновация не существует сама по себе, она становится таковой, когда изобретение находит предпринимателя, который создает ему стоимость, пытаясь удовлетворить спрос со стороны общества» [UNESCO, 2005: 58-59].

Спрос, однако, есть сущностная характеристика рынка и, благодаря рыночному спросу, знания, превращаясь в товар, доходят до своего потребителя и используются им либо для производства нового знания, либо, пройдя сложности инновационного применения, для производства новых изделий или услуг, оплодотворенных новым знанием. Как известно, в прошлом было немало гениальных открытий, которые не стали подлинным знанием, ибо не были востребованы и тем или иным способом использованы. Да и в наши дни в инновации, т.е. успешно примененные, значит, проданные знания, преобразуется лишь малая часть произведенных знаний.

Таким образом, спрос на знание не только превращает знание в товар, но и делает возможным общественное признание самого знания.

<< | >>
Источник: В.П. Колесов. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. 2008

Еще по теме Товар в обществе знаний:

  1. Товар в обществе знаний
  2. Становление общества знаний
  3. Компания в обществе знаний
  4. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ, ДОКУМЕНТЫ ОБЩЕСТВА. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ
  5. Приобретение акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом.
  6. Акционерное страховое общество. Виды страховых обществ
  7. Перенос знаний
  8. БАЗА ЗНАНИЙ
  9. Эффективность знаний
  10. Формирование экономики знаний и переход к инновационному типу развития.
  11. Инновации и экономика знаний
  12. НАКОПЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯМИ ЗНАНИЙ О ПРОДУКТЕ
  13. Тесты для проверки знаний
  14. Оценка эффективности «экономики знаний»
  15. КАК ВОСПОЛНИТЬ НЕХВАТКУ ЗНАНИЙ
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -