4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Мусульманская культура начала формироваться в период арабских завоеваний. За сто лет (в VII—VIII вв.) арабы завоевали ко-
24
лоссальную территорию.
Арабский халифат был больше Римской империи и простирался от Испании до Индии. В его состав вошли и многие развитые страны, население которых, переходя в ислам, вносило свой вклад в формирование мусульманской культуры. В частности, бывшие византийские провинции Сирия и Египет были проводниками античной культуры ив том числе античной философии в исламском мире. Средневековая исламская философия, так же как и в Европе, первоначально развивалась в рамках богословия. Наибольший ее расцвет приходится на XI—XII вв., но и позже, несмотря на постепенное усиление в исламском богословии догматизма и мистицизма, в ней встречаются глубокие мыслители. Одним из них был уроженец Туниса, философ и историк Валиэддин Абдаррахман ибн Хальдун (1332—1406), выдвинувший первую в мусульманской философии теорию развития общества, в которой большое место было отведено экономическим проблемам.Предмет и метод
Поскольку Ибн-Хальдун рассматривал развитие общества, предметом исследования была макроэкономика. В методе у него сочетаются позитивный и нормативный подходы. Важным методологическим положением была идея о взаимосвязанности явлений окружающего мира. Это «мир упорядоченный и совершенный, — писал он, — в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие». Другим важным методологическим положением был тезис о существовании естественных законов развития общества. «Многие из государственных мужей, — отмечал философ, — обладающие трезвостью в политике, могут обратить внимание на признаки разрушения, которые постигают их государство, и посчитать, что этого можно избежать... Они считают, что несчастье постигает их государство из-за небрежения или глупости тех государственных мужей, которые были до них.
Но это не так. Это разрушение природно».Основные теоретические положения
1. Теория развития общества. Ибн-Хальдун считал, что общество развивается циклически. В рамках каждого цикла он выделял три этапа. Важным отличительным признаком каждого этапа является уровень развития экономики. «Знай, — писал Ибн-Хальдун, — что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию». Первый этап он называет «дикостью». Здесь люди имеют
25
присваивающее хозяйство, т.е. занимаются охотой и сбором съедобных растений. На втором этапе, называемом «примитивностью», появляется производящее хозяйство в виде земледелия и скотоводства. На третьем этапе, называемом Ибн-Хальдуном «цивилизацией», появляются ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах. (Отсюда и название «цивилизация», происходящее от латинского «цивилис» — городской. У Ибн-Хальдуна применяется соответствующее арабское слово.)
С переходом на стадию цивилизации, по теории Ибн-Хальдуна, появляется и государство, означающее переход от равенства и племенной демократии к отношениям неравенства и господства. В отличие от племенного вождя, бывшего первым среди равных и возглавлявшего племенное ополчение, эмир опирается на наемных воинов и чиновников. Государство, по мнению Ибн-Хальдуна, — это аппарат насилия над собственным народом.
В связи с этим на третьем этапе у Ибн-Хальдуна появляется деление на естественные и неестественные способы приобретения богатства, т.е. систематизация экономических отношений. Естественным способом Ибн-Хальдун считает труд, неестественным — насилие (со стороны государства). К естественным способам относится сельское хозяйство, ремесло и торговля. Как мы видим, поскольку критерием деления является уже не «цель», как у Аристотеля, а «способ», торговля тоже считается естественной трудовой деятельностью. «Общество, его существование и оживленность его рынков — все это связано с трудами людей, с их деятельностью и активностью, имеющей целью осуществление интересов и достижение приобретений».
К неестественным способам Ибн-Хальдун относит налоги («налоги и поборы образуют основу государства»), монопольную государственную торговлю («эмиры... занимаются приобретением продукции у земледельцев... и навязывают им ту цену, какую захотят, а затем продают их в свое время подданным своего государства по цене, которую назначат»), а также судебные конфискации и военную добычу.Третий этап развития общества, представляя наивысший его уровень, несет в себе, по мнению Ибн-Хальдуна, и семена его гибели. Аппетиты государства постепенно растут, что приводит к «измышлению государем новых видов сборов», однако одновременно это порождает снижение деловой активности людей, «стеснение и тягость, исчезновение доходов, а это убивает их надежды, связанные с торговлей». «И если люди отвратятся от добывания средств к существованию и забросят приобретение, то на рынках... наступит застой... и люди рассеются... ища пропитание в других землях... и разрушатся города. А с их разрушением раз-
26
рушится государство и власть». Речь идет о том, что, желая получить больше налогов, государство будет получать их все меньше, казна опустеет, будет нечем платить армий, и это государство будет завоевано соседями. Но для населения данного региона история будет продолжаться. Если, например, завоевателями были соседние племена, то у них со временем тоже появится государство и далее, по мнению Ибн-Хальдуна, все пойдет по указанной схеме. 2.
Цена товаров, согласно Ибн-Хальдуну, определяется соот ношением спроса и предложения. Со стороны спроса цена опре деляется полезностью вещи и «местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий». Со стороны предложения цена «определяется затраченным трудом», причем в ней учиты вается не только труд непосредственного производителя, но и его материальные издержки, т.е. цена также «включает в себя (труд) других, так плотничество использует дерево, ткачество — пряжу и (таким образом) труда в этих ремеслах больше». Кроме того, Ибн-Хальдун указывал, что введение косвенных налогов ведет к росту цен облагаемых товаров. 3.
Торговая прибыль возникает как разница между ценой про дажи и покупки товара. «Прибыли человек добивается, или накап ливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их в другую страну, где на эти товары больший спрос». 4.
Деньги. По мнению Ибн-Хальдуна, золото и серебро изна чально являются деньгами, выполняя функции средства измере ния, платежа и накопления. «Господь создал два металла — золо то и серебро, — писал он, — чтобы они были мерой всякого дви жимого имущества», «они — основа приобретения, накопления и сокровища».
Вопросы для самопроверки 1.
Каков предмет в экономических исследованиях Ибн-Хальдуна? 2.
В чем проявляются, по его мнению, естественные законы разви- I тия общества? 3.
Как согласно Ибн-Хальдуну меняется экономика на разных эта- j пах развития общества? 4.
Чем по теории Ибн-Хальдуна отличаются естественный и неесте- | етвенный способы приобретения богатства? Чем это деление отличает- j ся от. учения Аристотеля об экономике и хрематистике? 5.
В чем по теории Ибн-Хальдуна причина разрушения государства? 6.
От чего зависит цена товара? 7.
В чем источник торговой прибыли? 8.
Кто и для чего согласно теории Ибн-Хальдуна создал деньги?
Литература к теме ,
1. Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1980.
27
Еще по теме 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
- 2. Экономическая мысль средневековья
- 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- Экономическая мысль в период средневековья
- Средневековая экономическая мысль в восточных странах
- 1. Экономическая мысль до появления экономической теории (III тысячелетие до н.э. — вторая половина XVII в.).
- Часть 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- § 3. Экономическое развитие средневековой Болгарии
- 1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
- 3. Постсоветская экономическая мысль
- ТЕМА 8. Отечественная экономическая мысль
- ТЕМА 2. Экономическая мысль дорыночной экономики
- Социальные структуры и государства в Европе и в мусульманском мире
- 1.6. Экономическая мысль России в 20—30-х гг. XX в.
- ТЕМА 14 СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В ЭКОНОМИКЕ
- Ислам и экономическая мысль Арабского востока. Ибн-Хальдун
- Экономическая мысль православия. Русский «Домострой»
- Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы XX в.
- 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
- Вопрос 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
- Вопрос 30. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ в XX в.