<<
>>

А тем временем за океаном...

Соединенные Штаты, безусловно, должны были рано или поздно присоединиться к классическому золотому стандарту, однако достижение монетной стабильности для развивающейся страны являлось делом, связанным с преодолением неизбежных болезней роста.

Например, для финансирования Войны за независимость Континентальный конгресс выпустил бумажную валюту под названием «континентали», деноминированную в долларах и обеспеченную лишь ожиданием будущих доходов от налогов. Как и должно было случиться, тяготы военного времени вынудили власти запустить денежные станки на полную мощность, и вскоре банковские билеты совершенно обесценились. Говорят, что Джордж Вашингтон однажды пожаловался: «Фургона бумажных денег вряд ли хватит для того, чтобы купить фургон еды».

Возвратившись к давно испытанному и надежному средству, молодое государство начало в 1793 году чеканить золотые и серебряные монеты, определив содержание доллара в 371,25 фана чистого серебра. Однако с самого начала любая монета, которая предлагалась и добровольно принималась, циркулировала в обращении без вмешательства правительства. Завсегдатай какого-нибудь бостонского трактира запросто мог дать служанке в качестве чаевых монету, отчека

ненную не только в Филадельфии, но и в Испании или Франции. Один историк называл испанский доллар «неофициальной национальной валютой американских колоний, имевшей хождение на протяжении большей части семнадцатого и восемнадцатого веков».

По мере того как начала стираться память о первой, закончившейся провалом, попытке ввести в обращение правительственные бумажные деньги, не обеспеченные золотом, Соединенные Штаты в начале девятнадцатого века опять потихоньку стали заигрывать с денежными суррогатами. Банк Соединенных Штатов и Второй банк Соединенных Штатов получили право выпускать банковские билеты и выполнять некоторые другие функции, которые в наши дни являются прерогативой центральных банков.

Однако банки навлекли на себя гнев сторонников надежных денег, к числу которых принадлежал и Эндрю Джексон. Подобно Исааку Ньютону до него, Джексон понимал риск, связанный с использованием вместо самих денег их заменителей. После своего избрания президентом в 1828 году Джексон решил не возобновлять патент Второго банка, объявив о начале «Свободной банковской эры», продолжавшейся четверть века.

В течение всего этого периода вмешательство государства в банковскую практику и денежное обращение свели до минимума. Банки начали выпускать бумажную наличность, обеспеченную их собственными запасами драгоценных металлов, и к 1860 году около восьми тысяч различных частных банков имели в обращении свои бумажные кредитные билеты, которые по большей части принимались в уплату по нарицательной стоимости в пределах территории, подведомственной выпустившему их банку, хотя, оказавшись вне ее, они теряли часть стоимости, и этот дисконт возрастал по мере удаления от банка-эмитента. При всех

достоинствах и недостатках это действие являлось интересным экспериментом. Если бы такому процессу был предоставлен шанс развиваться параллельно с развитием коммуникационных и транспортных технологий, то он мог кардинально изменить лицо современной экономики. Однако, подобно многим другим перспективным проектам, свободное банковское предпринимательство закончилось с началом войны, на сей раз Гражданской.

В 1861 году администрация Линкольна, испытывавшая финансовый голод, начала эмиссию бумажных денег (что, кстати, никак не входило в число полномочий, которыми по Конституции наделен Вашингтон). Эти новые денежные знаки, то есть государственные банковские билеты — получившие название «гринбэков», «зелененьких», — хотя и не имели прямого обеспечения золотым запасом казны, все же первоначально принимались в уплату повсеместно на территориях, контролировавшихся федеральным правительством. Однако по мере того, как война истощала запасы драгоценных металлов в вашингтонской казне, в обращение поступали все новые огромные партии «зеленых», и их курс сильно понизился.

Тогда президент Линкольн сделал выбор в пользу централизации, подписав в 1863 году закон о национальной банковской системе, которая наделялась полномочиями выпускать единую национальную валюту. Два года спустя федеральное правительство ввело десятипроцентный налог на банкноты, выпускавшиеся банками, имевшими лицензии штатов, что привело к вытеснению из бизнеса по печатанию денег банков, не имевших федеральных лицензий, и ограничению права печатать деньги, предоставляя его лишь вновь созданным национальным банкам.

В годы, последовавшие за Гражданской войной, США перевели свою теперь уже централизованную монетарную

систему на «биметаллический» стандарт, согласно которому для доллара устанавливалось серебряное содержание; золото также оценивалось в переводе на серебро.

Когда на западе США, в Неваде, были открыты огромные залежи серебра — Комстокское жильное месторождение, — добыча этого драгоценного металла значительно увеличилась, а его покупательная способность, соответственно, начала падать. Западные штаты стали оказывать на Вашингтон всевозрастающее давление, пытаясь заставить его поддержать курс серебра скупкой большей части слитков, произведенных в том регионе.

Закон Шермана о покупке серебра, принятый конгрессом в 1890 году, обязывал американское правительство удвоить объем годовых закупок серебра и чеканить из этого металла монету. Однако страхи, что такое огромное увеличение в денежном обращении серебряных монет вызовет нарушение установившегося соотношения, спровоцировали в 1893 году финансовую панику, и президент Гровер Кливленд созвал специальную сессию конгресса для рассмотрения вопроса об отмене закона Шермана. США перешли на монометаллическую систему, присоединившись наконец в 1900 году к классическому золотому стандарту, последовав, таким образом, примеру Британии, Германии и большинства других стран.

Классический золотой стандарт представляет собой явление уникальное — он является самой удачной монетарной системой, какую человечество было в состоянии когда-либо изобрести, — и заслуживает более тщательного рассмотрения. Согласно его условиям, валюты определялись как вес золота — точно также, как длина куска ткани измеряется неизменяемой единицей, которую мы называем дюймом.

В отличие от современного мира, где каждое правительство само контролирует размер денежной массы, нахо

дящейся в обращении, механизм регулирования золотого стандарта действовал автоматически и независимо. Предположим, например, что у британских потребителей возник дефицит торгового баланса в торговле с германскими поставщиками. То есть они приобретали ^немцев товаров в денежном выражении больше, чем немцы приобрели у них. Согласно золотому стандарту, британское золото перетечет в определенном количестве в Германию, в результате чего объем денежной массы в Британии сократится. Что приведет к сокращению кредитов и замедлению роста экономики. Британские граждане, ощутив некоторую нехватку наличных, вынуждены будут покупать меньше товаров иностранного производства. У немцев же появятся дополнительные средства для расходов и инвестиций, что способствует снижению банковских ставок и ускорению темпов развития экономики.

Часть нового богатства будет потрачена на приобретение иностранных товаров, что приведет к восстановлению торгового баланса, так как поток капиталов устремится в обратном направлении.

Этот регулирующий механизм действовал постоянно, что вынуждало отдельно взятые страны не выходить слишком далеко за жесткие рамки, установленные золотым стандартом. Деловому циклу не наносилось никакого вреда. Напротив, наблюдались случаи весьма впечатляющего экономического подъема. Однако этим экономика была обязана в основном другой инновации, которая носила название частичного резервного фонда. Поскольку эта концепция и в наши дни играет определенную роль в надвигающейся буре, мы должны сделать ее доступной вашему пониманию. П оэтому давайте начнем с того, что бросим ретроспективный взгляд на предшественника данной инновации и ее полярную противоположность — стопроцентный резервный фонд.

Когда житель, скажем, Венеции пятнадцатого века отдавал свои сбережения местному золотых дел мастеру (банков тогда еще не существовало), тот обещал иметь на руках достаточно золота, чтобы по первому требованию клиента вернуть всю сумму (хотя в это время он мог использовать металл для изготовления ювелирных украшений).

Такой вид хранения золота соответствует скорее нашему представлению о складе, чем о банке. Поскольку золотых дел мастер не пускал золото в оборот и не давал деньги своих клиентов в долг под проценты, то он часто взимал со своих клиентов плату за хранение их сбережений.

В стопроцентной резервной системе поступление денег происходит в зависимости от темпов поступления новых запасов золота или серебра, то есть очень медленно. По мере того как совершенствуется технология и растет производительность труда, цены с каждым годом должны скорее падать, а не повышаться. Данный тип дефляции, если его рассматривать с точки зрения надежных денег, является вполне нормальным и здоровым. Такая экономика будет способна — если исключить воздействие войны или глобальных эпидемий — обеспечивать стабильный рост в течение продолжительного времени без накопления чрезмерного долга или монетарной нестабильности.

Однако принцип «тише едешь — дальше будешь» не удовлетворяет более нетерпеливых представителей класса финансистов, и к семнадцатому веку итальянские и английские ювелиры обнаружили, что часть золота клиентов, находившегося у них на хранении, можно давать в долг, ссужать под проценты. Так как лишь немногие клиенты забирали свое золото в какое-то конкретное время, части их депозитов, которую ювелиры держали в резерве (отсюда термин — «частичный резерв»), было обычно достаточно для выполнения своих обязательств.

Часть прибыли, полученной от ссудных операций, ювелиры использовали для выплаты процентов на капитал своим депозиторам, вместо того чтобы взимать с них плату за хранение.

А теперь давайте перенесемся на несколько веков вперед, в Европу девятнадцатого века, где под эгидой ныне всесильного Английского банка начала в беспроцентном масштабе действовать система частичного резерва. Например, Лондонский банк получал депозит в 100 фунтов, и от него требовалось держать в качестве резерва 10% совокупного кредита. Это означает, что он мог выдать новую ссуду в 90 фунтов, оставляя 10 фунтов в резерве.

Получатели ссуд могли затем положить их в другие банки, которые впоследствии ссужали 81 фунт, оставляя 9 фунтов в резерве, и так далее, пока общая сумма кредита в системе не превышала многократно первоначальный депозит. В результате появился «гибкий» запас денег, способный к расширению в целях удовлетворения нужд растущей глобальной экономики.

Конечно же, «гибкий» также означает и «непостоянный». В хорошие времена, когда граждане желают брать кредиты, а банки хотят предоставлять им таковые, кредит растет более быстрыми темпами, нежели запас денег. В тяжелые времена кредитную машину включают в обратном направлении, чем и объясняется неравномерное развитие экономики при вроде бы стабильном золотом стандарте: отсюда все бумы и кризисы.

Но даже несмотря на дестабилизирующий эффект частичного резервного фонда, процентные ставки в большинстве стран, придерживавшихся золотого стандарта, были низкими, потому что основной запас денег — то есть запас золота — рос всего лишь на пару процентов в год. Это ограничивало количество бумажных денег, которые правитель

ства, признававшие золотой стандарт, могли напечатать, и сводило к минимуму риск инфляции, делая долг, выраженный в валютах, опиравшихся на золотой стандарт, привлекательным для инвесторов. В результате сорок лет — с 1870 года по 1914-й — были, как вы увидите в следующей главе, на удивление благополучным временем, уникальным в истории человечества в том, что касается экономического роста и ценовой стабильности. 

<< | >>
Источник: Терк Д.. Крах доллара и как извлечь из него выгоду. 2006

Еще по теме А тем временем за океаном...:

  1. Валютный рынок как океан
  2. Перечень тем и подтем
  3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ТЕМ
  4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ Введение
  5. Ш. Перечень тем лекционных занятий
  6. Учет времени работы персонала. Показатели использования рабочего времени
  7. Приложение 8. Перечень тем для рефератов.
  8. Учет времени работы персонала. Показатели использования рабочего времени
  9. Раздел I МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ ТЕМ КУРСА
  10. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)
  11. § 1. Влияние внешней торговли на количество денег и тем самым на цены
  12. § 1. Влияние условий производства и потребления на торговлю и тем самым на цены
  13. § 2. Влияние условий объединения производителей и потребителей на торговлю и тем самым на цены
  14. § 2. Влияние расплавки и чеканки монет на количество денег и тем самым на цены
  15. § 6. Факторы, влияющие на сумму вкладов на текущие счета и тем самым на цены
  16. § 4. Влияние систем платежа на скорость обращения денег и депозитов и тем самым на цены
  17. § 5. Влияние общих причин на скорости обращения денег и депозитов и тем самым на цены
  18. § 3. Влияние индивидуальных привычек на скорость обращения денег и депозитов и тем самым на цены
  19. § 3. Влияние производства и потребления денежных металлов на количество денег и тем самым на цены