<<
>>

РОЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ФИНАНСИРОВАНИИ ПОГЛОЩЕНИЯ

  Какие налоговые последствия могут возникнуть при финансировании с использованием прямых долговых инструментов?

В общем смысле прямой долговой инструмент — это безусловное обязательство выплатить основную сумму и процент, имеющее не слишком большой фиксированный срок погашения, которое не конвертируется и не имеет присоединенных варрантов, опционов или акций.

Процентные платежи по нему не зависят от прибыли или других факторов, но могут меняться в определенных пределах. И это обязательство не предусматривает условных основных платежей.

Если говорить кратко, то прямые долговые инструменты не связаны с акциями. Они также известны как долговые инструменты, к которым часто прибегают из налоговых соображений, поскольку накопленные проценты по ним вычитаются из налоговой базы заемщика и облагаются налогом у кредитора. На практике единственная проблема при их использовании — это порядок начисления накопленных процентных платежей.

В Кодексе и в некоторых инструкциях приведены чрезвычайно сложные правила начисления накопленных процентных платежей. Если говорить обобщенно, то, согласно этим правилам, процентные платежи должны накапливаться вне зависимости от того, будет ли осуществляться их выплата в данный момент или нет. Таким образом, с суммы процентных платежей может взиматься налог или она может вычитаться из налогооблагаемой базы до или после этих платежей.

Чем отличается долг от собственного капитала для целей налогообложения?

Федеральное налоговое законодательство США не содержит каких-либо конкретных критериев, позволяющих объективно определить тот или иной финансовый инструмент как долговой или долевой. Налоговое законодательство штатов, в целом содержащее в своей основе те же самые критерии, что и федеральное законодательство, отличается большим числом исключений, чем правил. Неопределенность понятий «заемный/собственный капитал» породила множество судебных разбирательств, результаты которых легли в основу прецедентного права, где весьма редко прослеживаются общие принципы.

Судебные трактовки таких понятий, как «долг» и «капитал», имеют много общего с определением «непристойного» поведения, которое в соответствии с Первой поправкой позволяет судьям давать окончательные формулировки по своему собственному усмотрению.

В 1969 г. Конгресс принял раздел 385 к Кодексу, предписывающий налоговым органам разработать пакет законодательных мер, регулирующих вопросы, связанные с использованием заемных/собственных средств. Но лишь 11 лет спустя, в 1980 г., налоговая служба опубликовала первоначальный вариант пакета нормативных актов, касающихся раздела 385. Данные акты дважды подвергались изменениям и окончательно были упразднены в 1983 г.

В связи с неудачной попыткой разработать эффективный механизм использования раздела 385 консультантам по вопросам налогообложения приходится прибегать к огромному количеству источников. В том числе и к упраздненным положениям вышеуказанного раздела, и к соответствующим положениям разделов 163 и 279 Кодекса, которые регламентируют уменьшение налогооблагаемой базы за счет процентов, а также судебным прецендентам и предписаниям Службы внутренних доходов. Консультантам по налогам необходимы инструкции, содержащие наиболее часто и обширно используемые критерии, конкретные примеры, позволяющие полноценно трактовать понятия, получившие наибольшее признание со стороны налоговой службы. В конце концов, им не остается ничего другого, чем вслепую или каким-либо иным образом следовать рекомендациям большинства таких же, как они, налоговых консультантов.

В чем же различия между долговыми и долевыми финансовыми инструментами?

Можно сделать несколько полезных выводов. В сущности, все судебные разбирательства и изыски Службы внутренних доходов заключаются в неверной идентификации как долевых финансовых инструментов, на самом деле являющихся долговыми, а не наоборот. По этой причине с абсолютной уверенностью можно сказать: изменение идентификации финансового инструмента не создает проблем, когда финансовый инструмент является долевым.

При рассмотрении судебных разбирательств по вопросам, касающимся идентификационных признаков долговых финансовых инструментов, суды ищут

объективные свидетельства того, что отношения между сторонами по сделке намеренно носили характер таких договорных отношений, при которых одна сторона выступала в качестве заемщика, а другая — заимодавца. В частности, особенное значение судьи придают вопросу, является ли тот или иной финансовый инструмент безусловным обязательством возвратить определенную сумму денег в определенный срок. Иные существенные факторы, принимаемые во внимание: был ли заем предоставлен акционерами заемщика, каково соотношение собственного и заемного капитала, субординирован ли заем по отношению к другим кредитам, а также является ли процентная ставка по займу рыночной.

Как складывается ситуация с долговыми инструментами, предоставленными третьим лицам?

До тех пор пока от налоговых органов США не последовали достаточно резкие доводы, большинство налоговых консультантов придерживались мнения, что долговые финансовые инструменты, проданные третьим лицам за денежные средства, с трудом могут рассматриваться как обладающие идентификационными признаками долевых финансовых инструментов. Даже в том случае, когда субординированы, они могут конвертироваться в обыкновенные акции или иные формы собственного капитала, увеличивающие долю заемных средств в капитале. По крайней мере это будет верно, когда финансовый инструмент обладает основными характеристиками долговых обязательств, т.е. определенной датой погашения, которую нельзя без соответствующих причин переносить либо привязывать к каким-либо событиям, разумной процентной ставкой и правами кредитора, реализуемыми последним на случай невыполнения заемщиком своих обязательств. Примечательно, что, тем не менее, даже при соблюдении всех вышеперечисленных критериев налоговые органы склонны рассматривать тот или иной финансовый инструмент как обладающий признаками долевого, если очевидна экономическая неизбежность его последующей конвертации в акции.

К данной группе, по мнению налоговых органов, относятся выпущенные в начале 80-х годов конвертируемые облигации с изменяющейся процентной ставкой.

Каковы налоговые последствия, если долговые инструменты, обладающие характеристиками долевых, будут причислены к разряду долевых?

Налоговые последствия в результате отнесения долговых финансовых инструментов в группу долевых могут быть самыми серьезными. Во-первых, вследствие определения их в качестве собственного капитала процентные платежи по ним будут рассматриваться не как проценты, а как дивиденды, распределяемые между акционерами, и по этой причине не будут подлежать вычету из налогооблагаемой базы. Возврат основной суммы, освобождаемый от налогов, при рассмотрении его как выкуп акций может облагаться налогом, подобно дивидендам.

Во-вторых, изменение идентификационных признаков финансового инструмента может аннулировать «пропускающий» статус эмитента. Когда долги начинают классифицировать как собственный капитал, их обычно причисляют к группе привилегированных акций. По той причине, что S-корпорации не могут эмитировать два типа акций, отнесение долговых инструментов к разряду привилегированных акций может нивелировать льготы, которыми пользуются эти компании, вынуждая их платить корпоративный налог на прибыль. Если эмитент является участником холдинга, реклассифицированный долговой капитал, по всей видимости, сохранит признаки привилегированного, но таковым в чистом виде его назвать будет нельзя. По существу, компанию можно считать не связанной с холдингом в том случае, если с учетом реклассифицированного долгового капитала участники холдинговой группы владеют менее 80% капитала компании".

В-третьих, реклассификация долга в капитал компании может полностью изменить структуру сделки. Например, реклассификация может нейтрализовать действие раздела 338, касающегося связанных сделок. На момент совершения сделки покупатель и приобретаемая компания должны быть аффилированными. Если реклассификация долга в капитал нарушает аффилированность между покупателем и приобретаемой корпорацией, сделку нельзя будет признать связанной. В случае приобретения денежных обязательств результатом преобразования долгового капитала в собственный может стать классификация налогооблагаемой сделки как необлагаемой налогом.

Наконец, может представлять особые трудности реклассификация долговых инструментов, принадлежащих иностранным инвесторам. Относительно легко структурировать долговые обязательства таким образом, чтобы процентные платежи, получаемые иностранным инвестором, были освобождены от налогообложения. В случае если долговой инструмент реклассифицирован, предполагаемые к оплате проценты будут рассматриваться как дивиденды, получаемые иностранными налогоплательщиками и подлежащие налогообложению либо по обычной 30%-ной ставке, либо по более низкой, предусмотренной в договоре. В том случае, когда иностранный инвестор требует возмещения уплаченных в США налогов и получает его, бремя уплаты налогов перекладывается на эмитента, а в итоге — на его акционеров (для более детального изучения данного вопроса см. главу 15).

Что необходимо делать, когда поглощение совершается в рамках группы аффилированных корпораций, подающей консолидированную налоговую декларацию?

В данном случае долговой инструмент, как правило, выпускает материнская компания. Поэтому по федеральному законодательству при налогообложении прибыли вся группа рассматривается как единый налогоплательщик. При этом необлагаемые налогом процентные платежи, выплачиваемые материнской компанией, компенсируют операционную прибыль дочерних компаний. Вместе с тем многие штаты, где дочерние компании ведут свою деятельность, придерживаются мнения, что какой-либо консолидации с материнской компанией

не существует. По этой причине процентные платежи, выплачиваемые материнскими компаниями из дохода дочерних предприятий, не должны вести к уменьшению налогообложения прибыли «дочек».

В подобных случаях важно следить за тем, чтобы у дочерних компаний была возможность вычета процентных платежей путем прямого или косвенного перекладывания на них части долговых обязательств материнской компании. Особое внимание при этом необходимо уделять тому, чтобы в результате такой реструктуризации долгов налоги бумерангом не отразились на материнской компании в результате требований законодательства ее родного штата либо норм федерального налогового законодательства.

Разделы 163 и 279. Что в них говорится?

Раздела 163(e)(5) гласит: процентные платежи по займам не уменьшают налогооблагаемую базу, если заемщик платит по ставке, превышающей ставку по федеральным фондам более чем на 5%. Раздел 163(j) запрещает вычитать проценты из налогооблагаемой базы в том случае, если они уплачены некоммерческим организациям.

Раздел 279 Кодекса запрещает вычитать проценты из налогооблагаемой базы на сумму, превышающую 5 млн долл. США в год по долговым обязательствам, возникшим вследствие финансирования поглощения в части, касающейся сделок, связанных с возникновением «корпоративной задолженности в результате операций по поглощению».

Задолженность по корпоративным приобретениям — это вид задолженности, возникающий у корпорации после приобретения ею акций другой корпорации либо по крайней мере не менее двух третей активов другой корпорации. Чтобы не подпасть под действие раздела 279, такая задолженность должна удовлетворять определенным требованиям: ее нельзя конвертировать в акции или рассматривать в качестве инвестиционного инструмента. Корпорация, образующая такую задолженность, должна иметь соотношение заемных и собственных средств в капитале в пределах норм, специально определенных законом и регуляторами.

Когда для цели оптимизации налогов выпуск привилегированных акций привлекательнее субординированного долга?

Когда эмитент не нуждается в дополнительных льготах по налогообложению процентов (в частности, показывает чистый операционный убыток), не обязательно в целях налогообложения выпускать долговые обязательства. Возможно, в данном случае более привлекательной окажется эмиссия привилегированных акций.

Чаще всего предпочтение привилегированным акциям отдают, когда хотят осуществить безналоговую реорганизацию. Как отмечалось ранее, не подлежат налогообложению сделки по приобретению акционерами не дающих право голоса, выкупаемых привилегированных акций. При этом такого рода ценные бумаги сохраняют преемственность требования об уплате процентов. В более

широком плане привилегированные акции можно использовать в целях освобождения от налогов акционеров приобретаемой компании, превращая их в пассивных инвесторов или кредиторов. Привилегированные акции могут представлять интерес для корпоративных инвесторов, которые получат выгоду за счет отсутствия необходимости платить налоги с дивидендов. Хотя они и не уменьшают налогооблагаемую базу эмитента акций, корпоративный держатель бумаг имеет право на освобождение от налога до 70% от сумм, полученных в форме дивидендов.

Какую роль может сыграть в налоговом планировании использование особых классов акций?

Финансирование с помощью классифицированных акций на протяжении последних лет вызывало интерес у налоговых консультантов, но редко когда применялось на практике. Классифицированные акции представляют собой разновидность ценных бумаг, в течение многих лет использовавшихся взаимными фондами, и впервые были применены в 1984 г. в ходе обыкновенной сделки General Motors по покупке Electronic Data Systems Corporation. Год спустя General Motors снова использовала эту схему при покупке Hughes Aircraft Company (позднее перепроданной в 1998 г. Raytheon Co.). В целях финансирования вышеупомянутых сделок General Motors выпустила два новых типа акций — «Е» и «Н» соответственно. По законодательству как федерального уровня, так и штатов держатели данных акций имеют одинаковый объем прав с владельцами обыкновенных акций, но получаемые ими дивиденды в большей степени зависят от результатов деятельности соответствующих подразделений. Поскольку данные акции включены в листинг и активно торгуются на бирже, существует их адекватная оценка для целей налогообложения.

Может ли план ESOP обеспечить благоприятные условия финансирования при выкупе за счет заемных средств?

Как отмечено в главе 7, ESOP — типичный квалифицированный план привилегий, вкладывающий средства главным образом в акции собственной компании. В целях активизации использования этого плана Конгресс принял пакет различных налоговых льгот, распространяющихся на акционеров, реализующих свои акции F.SOP, а также на заимодавцев, финансирующих так называемые кредитные ESOP. Акционеры, продающие свои акции плану ESOP, в соответствии с разделом 1042 Кодекса имеют право на налоговые льготы по таким сделкам. Данный раздел предусматривает предоставление физическим лицам отсрочки от уплаты налога на доход от продажи акций, если они в течение одного года реинвестируют поступившие от продажи средства в акции каких-либо других действующих корпораций. Кроме того, когда продавец акций — наследник или иное лицо, владеющее акциями работодателя, в случае смерти владельца половина доходов от продажи акций вычитается из общей стоимости наследуемого имущества, подлежащего налогообложению в государственный бюджет.

Компании, которая применяет кредитный ESOP, предоставляются два вида налоговых льгот. Во-первых, все выплаты по основному долгу и процентам по займам, предоставленным на покупку акций в рамках ESOP, подлежат вычету из налогооблагаемой базы компании. Кроме того, заимодавцы, удовлетворяющие критериям ESOP, имеют право не платить налоги с 50% дохода, полученного в виде процентов по таким займам. Данная льгота, предоставляемая заимодавцу, может являться для него серьезным стимулом, чтобы выдавать на выгодных условиях займы на покупку акций в рамках ESOP.

С учетом таких явных налоговых привилегий план ESOP можно рассматривать как действенный инструмент, используемый в процессе сделок по слиянию и поглощению. При наличии желания у инвестиционной группы поделиться прибылью с персоналом приобретаемой компании, по крайней мере в том объеме, в котором это поощряется налоговым законодательством, ESOP может стать достойной альтернативой другим инструментам, направленным на финансирование покупки контрольных пакетов акций за счет займов. 

<< | >>
Источник: Рид Стэнли Фостер. Искусство              слияний и поглощений. 2004

Еще по теме РОЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ФИНАНСИРОВАНИИ ПОГЛОЩЕНИЯ:

  1. § 2. Финансирование сделок по слияниям и поглощениям
  2. Глава 7 РОЛЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВЕРШЕНИИ СДЕЛОК СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ
  3. 11.3. Финансовые инструменты и их роль в проектах инвестирования и финансирования
  4. § 1. Роль трансфертных цен в оптимизации налогообложения ТНК
  5. 2.1. Проектное финансирование, его сущность и роль в инвестиционном процессе
  6. 6.7. Роль единого социального налога в обеспечении финансирования системы обязательного социального страхования
  7. 2.2. НДС при осуществлении операций, подлежащих налогообложению и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения)
  8. Результаты расчетной апробации нормативного финансирования с использованием базовых нормативов подушевого финансирования и дифференцирующих коэффициентов
  9. 1.7. Финансирование инвестиционного проекта. Разработка схемы финансирования
  10. Анализ социальных рисков, связанных с переходом к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации
  11. Разработка предложений по нивелированию рисков, связанных с переходом к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации
  12. 3.6. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  13. 34.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ВО ВНЕШНЕМ ФИНАНСИРОВАНИИ
  14. Враждебные слияния и поглощения
  15. Часть II Поглощение
- Антикризисное управление - Деловая коммуникация - Документоведение и делопроизводство - Инвестиционный менеджмент - Инновационный менеджмент - Информационный менеджмент - Исследование систем управления - История менеджмента - Корпоративное управление - Лидерство - Маркетинг в отраслях - Маркетинг, реклама, PR - Маркетинговые исследования - Менеджмент организаций - Менеджмент персонала - Менеджмент-консалтинг - Моделирование бизнес-процессов - Моделирование бизнес-процессов - Организационное поведение - Основы менеджмента - Поведение потребителей - Производственный менеджмент - Риск-менеджмент - Самосовершенствование - Сбалансированная система показателей - Сравнительный менеджмент - Стратегический маркетинг - Стратегическое управление - Тайм-менеджмент - Теория организации - Теория управления - Управление качеством - Управление конкурентоспособностью - Управление продажами - Управление проектами - Управленческие решения - Финансовый менеджмент - ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ -